Выставка «В пространстве полусвета», открывшаяся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, знакомит с редкими произведениями всемирно известного французского художника - импрессиониста Эдгара Дега (1834-1917 , который вошел в историю изобразительного искусства как блестящий мастер живописи и рисунка, с артистической непосредственностью отражающий в своем творчестве сцены современной ему жизни. Уникальность выставки состоит в том, что она открывает зрителю неизвестную грань творчества Дега, предоставляя возможность увидеть композиции, создававшиеся им только для себя и узкого круга доверенных лиц. Подобная закрытость работ от современников отчасти объясняется их откровенным содержанием. В них зритель встречает эпизоды будничной жизни французских публичных домов, злачных мест города, театрального закулисья. Главные герои – проститутки и посетители борделей и кафешантанов Монмартра, представленные в откровенных сценах, позах и ракурсах. Эти фривольные композиции Дега передает жестко, остро, прямолинейно, без прикрас, тени романтики и какой-либо идеализации.
Известно, что после смерти художника немало работ подобного содержания уничтожил его брат, Рене Дега, беспокоясь о репутации своего родственника. Со временем уцелевшие произведения оказались в частных коллекциях и музейных собраниях. Так, экспонаты выставки «В пространстве полусвета» принадлежат известному московскому коллекционеру Юрию Петухову, формировавшего собрание произведений Э.Дега на протяжении 5 лет. Впервые они экспонировались в 2008 году в залах Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва). Эта выставка, получившая успех и признание публики, экспонировалась во многих российских городах - Кирове, Ижевске, Перми, Екатеринбурге, а также республиках - Марий-Эл, Мордовии и Татарстане. Представленные в экспозиции 32 гравюры, исполненные Дега в 1876-1885 годах, уже после смерти художника, в 1930-х годах, послужили иллюстрациями к двум раритетным изданиям. - роману французского драматурга Людовика Галеви «Семья Кардиналь» и произведению античного сатирика Лукиана «Разговоры гетер», вышедшим в свет по инициативе известных библиофилов-издателей Амбруаза Воллара и Огюста Блэзо. Специально для этих публикаций монотипии Дега с виртуозной точностью были воспроизведены Морисом Потеном в технике «мягкого лака».
Столь малоизвестные работы выдающегося мастера кого-то могут шокировать, поразив смелой правдивостью и прямотой, однако этим они и привлекают, ведь с живой выразительностью передают дух жизни «закулисного», погруженного в «полусвет» Парижа - манящего и отталкивающего одновременно.
Экспозицию дополняют черно-белые винтажные фотографии, воссоздающие облик европейской столицы времен начала 20 века, а так же раритетное издание книги Лукиана «Разговоры гетер».