Открытие 28 апреля в 16.00 в Мраморном дворце Русского музея
Мы назвали выставку «Врата и двери». Образы, заложенные в названии, обладают исключительной укорененностью в культуре, они в буквальном смысле – от «входа» до «выхода» – маркируют культурное пространство. Глаз, воспитанный на классическом искусстве легко переходит «из реального в отображенное и обратно» как в комнату. Этот переход обеспечивается благодаря «предпространству», создающему перцептивно-смысловые и психомоторные предпосылки для плавного перенесения зрителя из повседневного в живописное пространство. По сути, это «предпространство» и есть двери, ворота в картину. Открытые – в случае с «классической картиной». Полузакрытые, а то и заколоченные, требующие усилий или иных ключей – в случае с произведениями иного, например, беспредметного, типа. Так что образ двери имеет отношение к самым глубинным, культурно-антропологическим аспектам пространственного опыта.
Врата и двери – как смысло- и формообразующие стержни выставки, эти образы носят взаимокоррелирующий характер: врата со всем сопутствующим ассоциативно-метафорическим рядом отсылают к возвышенному, спиритуальному, метафизическому; двери знаменуют снижение интонации, обращенность если не к бытовому, то к земному.
Определяющими линиями предлагаемой навигации в материале выставки мы видим три: спиритуально-религиозная, сюжетно-тематическая и миметически-предметная.
В выставке участвуют произведения более 80 авторов, в том числе:
В. Верещагин, Н. Богданов-Бельский, А. Лактионов, И. Кабаков, А. Бродский, О. Кулик. В. Янкилевский, М. Рогинский, И. Макаревич, С. Бугаев-Африка, С. Колесников и И. Денисов, Ю. Александров, Л. Борисов, О. Яковлев, И. Гапонов и К. Котешов, В. Бруй, В. Буйвид, Танатос Банионис, А. Желудь, Б. Димитриевич, Идзуру Мидзутани, М. Карасик, Е. Губанова и И. Говорков, Марина Федорова, Софья и Северин Инфантэ, Milk&Vodka.