НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

В Центре-Музее имени Н.К.Рериха отметили День Учителя

29 марта 2011Москва
Выступает первый вице-президент МЦР, генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха, Заслуженный деятель искусств РФ Л. В. Шапошникова.
Выступает директор Симферопольского художественного Музея, председатель Крымского отделения МЦР Л. В. Кудряшова.
С.Н.Рерих. Портрет Е.И.Рерих (фрагмент)
День Учителя - 2011 в Международном Центре-Музее имени Н.К.Рериха
24 марта в Международном Центре Рерихов (МЦР) по традиции отмечается День Учителя. Именно в этот день в 1920 году Елена Ивановна Рерих сделала первую запись Учения «Живая Этика». Этот день почитается всеми последователями этой философской системы и ценителями творчества семьи Рерихов.

Торжественное мероприятие, на которое собралось много гостей – ученых, журналистов, друзей Музея и поклонников искусства Рерихов, предвосхитила музыка Георгия Свиридова, явившаяся достойным прологом к выступлениям почетных гостей.

Вечер открыла первый вице-президент МЦР, генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха, Заслуженный деятель искусств РФ Л.В.Шапошникова. Она рассказала об истории создания философского учения «Живая Этика» и представила гостям новую работу художника Галины Соколовской – картину «Владыка». Людмила Васильевна отметила её удивительную гармонию, проникновенно передающую космическую сущность мироздания. По её словам, портрет магнитно притягивает нас к себе, потому что энергетика, исходящая от него, очень сильная.

По мнению ответственного секретаря МЦР П.М.Журавихина, портрет кисти Г.Л. Соколовской отражает суть энергетического мировоззрения Живой Этики, как философии Космической Реальности. Несомненный талант художника отметили директор Симферопольского художественного музея, председатель Крымского отделения МЦР Л.В.Кудряшова и ведущая рубрики «В мире прекрасного», редактор журнала благотворительного фонда «Дельфис» Адель Кабанова. «Я работала для всех вас и считаю для себя это счастьем» – подчеркнула в ответном слове Галина Соколовская.

Настоящим подарком для присутствующих стало представление портрета Елены Ивановны Рерих, принадлежащего кисти ее сына – Святослава Рериха. Этот шедевр почти 70 лет ожидал своего второго рождения. Это удивительное по красоте живописное произведение предстало перед аудиторией после сложнейшей реставрационной работы, вернувшись практически из небытия. О нем до сего дня знали только специалисты-реставраторы, кропотливо воскрешавшие практически утраченное полотно.

Л.В.Шапошникова подробно рассказала удивительную историю этого портрета. В период подготовки к отправлению наследия семьи Рерихов из Индии в Россию в подсобном помещении мастерской художника среди «ненужных», по словам С.Н.Рериха, работ, среди обрывков холста, использованных кистей и пустых тюбиков красок Людмила Васильевна обнаружила изрядно испорченный портрет Елены Ивановны. Она бережно упаковала эту пострадавшую от сырости работу и, несмотря на ее безнадежно плачевное состояние, привезла картину в Москву.

Это полотно было создано в 1937 году в имении Рерихов в Кулу, где семья поселилась после завершения Центрально-Азиатской экспедиции.

В свое время Елена Ивановна писала одному их своих друзей: «…Я очень не любила сниматься или позировать для портретов, потому моих фотографий, кроме как в детском возрасте, почти не существует, за исключением двух или трех, снятых насильственно. Портрет Серова не очень удачен, и он сейчас находится в частной коллекции в Англии. Года два-три тому назад Великий Владыка указал, чтобы мой сын начал писать мой портрет. <…> Теперь мне придется найти время еще и для позирования!!! Когда он будет готов, снимем с него фотографию и пошлем Вам».

В письме К.Кэмпбелл-Стиббе от 26 августа 1937 г. С.Н.Рерих писал: «Почти невозможно заполучить маму для позирования, но когда это удается, она справляется со своей задачей прекрасно».

Святославу Николаевичу удалось отразить всю глубину личности Елены Ивановны, показать её тонкий духовный мир.

В свое время высокую оценку работе сына дал Николай Константинович Рерих. Он писал: « …Святослав написал превосходнейший портрет Елены Ивановны. И по краскам, и по передаче сходства и духовного устремления портрет, написанный Святославом, является удачнейшим произведением».

Но почему художник отложил полотно, в которое вложил столько души? Пути творца неисповедимы… Искусствоведы считают, что, вероятно, создавая портрет матери, С.Н.Рерих экспериментировал с красками, грунтом и технологией нанесения. Все это сыграло негативную роль в дальнейшей сохранности портрета.

Работу Мастера ожидало забвение, если бы Международный Центр Рерихов не занялся спасением картины. Объём и характер повреждений были столь значительны, что с самого начала не было уверенности в том, что портрет можно восстановить. Многочисленные консультации с ведущими реставраторами Москвы не имели положительного результата. Лишь к 2008-му году была выбрана методика, соответствующая этому сложнейшему случаю. Она была предложена и блестяще осуществлена реставратором высшей категории Маргаритой Николаевной Алексеевой. Это был кропотливый труд: в процессе реставрации появлялись все новые и новые проблемы, только на укрепление грунта холста ушло два года.

Старший научный сотрудник отдела экспертизы Музея имени Н.К. Рериха Ольга Глебова рассказала, что в процессе реставрации картины были проведены дополнительные исследования иконографии портретов Елены Ивановны Рерих, в результате которых можно с уверенностью отнести этот портрет к наиболее ранним изображениям Е.И. Рерих, выполненных Святославом Рерихом.

По оценке сотрудника ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря, реставратора высшей категории Надежды Дмитриевны Вихровой, работа по восстановлению портрета была чрезвычайно тяжелой, более того, мало кто из реставраторов рискнул бы взяться за нее.

Реставратор высшей категории Галина Михайловна Еркова - большой авторитет в кругу художников-реставраторов отметила: «Музею повезло. Ни один из реставраторов в мире, не сделал бы эту вещь, так как это сделала Алексеева Маргарита Николаевна. Это потрясающая реставрация… это сверхтворчество».

…Затаив дыхание, участники вечера следили за меняющимися слайдами, на которых был запечатлен весь ход реставрации и, наконец, перед зрителями предстал ослепительный образ выдающейся женщины.

Наконец-то эта прекрасная работа – портрет Елены Ивановны Рерих – займет достойное место в постоянной экспозиции Музея имени Н.К.Рериха!

В завершение вечера Людмила Васильевна Шапошникова под аплодисменты собравшихся вручила памятные медали имени Елены Ивановны Рерих и дипломы художнику Галине Соколовской и реставратору Маргарите Алексеевой, как знак высокой оценки их творчества.

www.museum.ru/N42449
Ваше мнение »»

»»Международный центр Рерихов
Адрес:город Москва, 10-я Парковая ул., д. 18
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 19.03.2024  x    ?  


Золотая вязь крымских узоров

Александр Дейнека. Курская аномалия

Выставка «Рисунки и акварели передвижников» в Михайловском замке Русского музея

Музей Эрарта подвел итоги первого тура Эрарта Премии - 2024

Итоговая выставка XXVII Областного фестиваля фотографии им. А.О. Карелина и М.П. Дмитриева

«…И сделаем себе имя…». К завершению реставрации картины Тобиаса Верхахта «Вавилонская башня»

Персональная выставка Натальи Дробышевой «Полотно» в Ростовском музее изобразительных искусств

Выставка «Провинциальный репортаж» в Музее наивного искусства, Екатеринбург

"Город и люди". Живопись Марии Ведясовой

Выставка "Изучать. Творить. Создавать" в усадьбе Измайлово

Удивительные мелочи. Миниатюра в декоративно-прикладном искусстве

Выставка «Анна и Теофил». Памяти родителей Святослава Рихтера

В рамках "перекрестных" Годов культуры Россия - Китай. Выставка "Шелк и бамбук" в Музее музыки

Выставка "На страже учения. Гневные божества в тибетском буддизме" в Музее истории религии

Циклы лекций об истории искусства ХХ века в Арсенале

Выставка "Архитектор Владимир Кубасов" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Владимир Сомов. Синдром феникса

Выставка скульптуры Анатолия Смоленкова в Российской академии художеств

Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова

Выставка "Тайны пола" в Дарвиновском музее

От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга

Выставка «С чего начинается Родина» Антона Стекольщикова в Российской академии художеств

День детской книги. Праздник «Путеводная нить» в Дарвиновском музее

Выставка Марии Кононовой «Весна»

Melancholia. Памяти Аркадия Ипполитова

Выставка «Железнодорожная модель-2024» в Музее мостов, С.-Петербург


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru