Впервые в Шаламовском доме областной картинной галереи 4 марта 2011 года открылась специальная историко-художественная выставка «Мира нежные загадки. Образы детства в русском искусстве XIX-начала XX века». Эта необычная тематическая экспозиция посвящена размышлениям о детстве художников-классиков как об особом периоде жизни, имеющем непреходящую ценность для каждого человека. Чудесная пора – детство. С волнением и трепетом мы погружаемся в воспоминания о нем. В том нашем детском измерении со своим течением времени, своим пространством, наполненным особенными красками, запахами, звуками, яркими и незабываемыми впечатлениями, мы были счастливы. Мы познавали окружающий мир через игру и книгу, полотна художников, спектакли и праздники, отношения с родными и сверстниками.
В экспозиции показаны уникальные живописные и графические произведения из собрания картинной галереи, редкие книги из фондов областной универсальной научной библиотеки, детские игрушки из запасников Вологодского музея-заповедника и ретро-куклы современных мастериц Вологды Марины Туровой, Светланы Беляевой, Александры Румянцевой, Ольги Коржавиной. На выставке преобладают произведения живописи и графики, потому что именно они – наиболее полноценные средства проникновения в давно ушедшие эпохи.
У каждой эпохи свой образ детства. Изображения детей в XVIII веке были сравнительно редки и носили, как правило, сословный характер. В детских портретах того времени неизменным было противоречие между «кукольностью» и необходимостью «казаться» взрослыми и это не случайно, ведь в ту эпоху к детям в искусстве относились как к маленьким взрослым. Лишь в XIX веке взрослые по-настоящему открывают «детство», осознавая его уникальность и неповторимость. У художников-романтиков впервые появляются в живописи и графике «детские дети» со своим неповторимым внутренним миром и присущим детству особенным мироощущением. Даже крестьянские дети становятся объектом самого пристального художественного внимания. Впервые эта тема прозвучала в искусстве Алексея Венецианова. В экспозиции представлена гравюра с его картины «Вот тебе и батькин обед!» (1824), выполненная художником Виктором Бобровым. Поэтический образ деревенского мальчика запечатлен в этюде «Пастушок» (1862) кисти художника-передвижника Карла Лемоха, прославившегося идиллическим изображением детей. Хрупкому миру совсем маленьких крестьянских ребятишек, живущих в гармонии с природой, посвятила свои силуэты Елизавета Бём («Девочка во ржи» (1879), «Мальчик с козами» (1879)). Сельские дети служили моделями и для рисунков, исполненных ею в любимой технике акварели («Крестьянский мальчик. Пастух» (1880-е)).
Экспозиция выставки интересна прежде всего тем, что в ней представлены произведения, долгие годы не покидавшие музейных запасников. К их числу относится изображение совсем юной девушки, созданное во второй половине XIX века забытым ныне живописцем Федором Чумаковым, которого современники называли «русским Грёзом». Выразителен написанный в 1910-е годы нашим земляком, известным тотемским живописцем Феодосием Вахрушовым, костюмированный портрет его маленького племянника. Полотно привлекает и характерностью детского образа, и красотой необычного костюма. Светлые и лиричные образы детей созданы в мастерски виртуозных офортах популярнейшего гравера начала XX века Михаила Рундальцова «Портрет цесаревича Алексея Николаевича» (1915) и «Портрет ребенка в зимней шапке» (1908).
На портрете кисти неизвестного художника второй половины XIX века изображена девочка, погруженная в чтение. Ребенок и книга – один самых распространенных сюжетов в детском портрете. Отношение к детской книге менялось с течением времени. На смену назидательным изданиям для детей в XVIII веке в следующем столетии приходят детские книги, журналы и альманахи научно-познавательного свойства, издаются азбуки с картинками, появляется отечественная художественная иллюстрация.
На рубеже XIX-XX веков складывается особая «детская цивилизация» не только с трогательной любовью, но и с уважением к ребенку как к личности. Литература и искусство отводят детям одно из важнейших мест. Художники и издатели превратили детскую книгу в самобытную художественную ценность. Красочные иллюстрации развивали воображение, погружая ребенка в созданный художником фантастический мир. Значительное внимание детской книге уделяло московское издательство Иосифа Кнебеля. А картинки знаменитой «Азбуки» Александра Бенуа (1904), известного художника и историка искусства, остались в памяти нескольких поколений русских людей ярким событием их детства.
Свой вклад в развитие искусства оформления книги внес известный художник Кузьма Петров-Водкин. В 1914 году была издана его детская приключенческая повесть «Аойя. Приключения Андрюши и Кати в воздухе, под землей и на земле», которую он назвал «очень большой и курьезной» и сам же проиллюстрировал экспрессивными рисунками, выполненными в свободной манере черной тушью, кистью и пером (обложка книги, «Вулкан и Лава», «В гроте», «Катя у ручья»). Сложно представить детство без сказок с картинками. Одним из самых популярных зарубежных писателей-сказочников у русских детей был Вильгельм Гауф. На выставке показаны редкие иллюстрации к его сказкам «Маленький Мук», «Карлик Нос», «Калиф-аист», исполненные талантливым графиком, мастером акварели Юрием Черкесовым в 1922 году.
Нарядное, волшебное игрушечное царство предстает перед взором зрителя в открытках с эскизами костюмов к балету Йозефа Байера «Фея кукол», созданных знаменитым художником театра Львом Бакстом (1903). «До сих пор его костюмные макетки… остаются сами по себе драгоценными художественными произведениями» - писал Александр Бенуа.
Игрушка – вечный спутник ребенка. Мальчики играли солдатиками, а девочки – куклами. В экспозиции показаны как старинные куклы начала XX века, так и ретро-куклы, созданные в наше время. Отрадны воспоминания детства. Они питают душу. Для многих людей и прежде, и теперь они служили и служат источником жизненных сил и творческого вдохновения.