НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Александр Лабас. На скорости ХХ века

c 15 марта по 18 мая 2011Москва
Третьяковская галерея на Крымском валу
Третьяковская галерея в партнерстве с Фондом содействия сохранению творческого наследия Александра Лабаса представляют выставку одного из самых значительных и ярких художников советской эпохи, романтика индустриального прогресса и технических новшеств – Александра Аркадьевича Лабаса (1900–1983). Работы А.Лабаса, экспериментатора и новатора в живописи, одного из учредителей Общества художников-станковистов (1925), в 1920–1930-х широко выставлялись в стране и за рубежом, но после обвинения в формализме в середине 1930-х произведения мастера были «отлучены» от выставок и на десятилетия преданы забвению. Лишь на излете «оттепели», с 1966 года, они вновь стали доступны публике.

Художественный язык А.Лабаса начал формироваться в годы обучения в Строгановском художественно-промышленном училище (1912–1917). Юноша перенимал мастерство у живописцев-новаторов: в 1917 посещал студию И.Машкова, в 1918 – Свободные художественные мастерские, где его учителями были П.Кончаловский, К.Истомин, В.Кандинский, К.Малевич, А.Лентулов. После службы в Красной Армии, в 1921–1922 годах А.Лабас продолжил обучение во Вхутемасе, в основном занимаясь в мастерской Д..Штеренберга; в 1925–1929 уже сам преподавал там живопись на графическом и текстильном факультетах. Усвоив уроки беспредметного искусства, конструктивизма, европейского экспрессионизма, А.Лабас создал острый и самобытный живописный язык со свободной, эскизной манерой письма, где цвет – главное выразительное средство.

А.Лабасу, как и многим его современникам, был присущ интерес к аналитическому осмыслению пластических свойств живописи (характерно, что во Вхутемасе он преподавал композицию и цвет, а также цветоведение в физической лаборатории вместе с учеными-физиками). Отсюда поиски новых художественных приемов: «вибрирующих» света и цвета, необычных композиционных решений, ракурсов, подсказанных современными кино и фотографией. Позднее высказывание художника стало традиционней и сдержанней, сохранив колористическую прозрачность. Тема технического прогресса отступила, сменившись интересом к пейзажу и портрету. Но в последние годы жизни А.Лабас периодически стал обращаться к своим ранним художественным экспериментам.

«Александр Лабас. На скорости ХХ века» – первая персональная выставка мастера в Третьяковской галерее. Она приурочена к прошедшему в 2010 году 110-летию со дня его рождения. Для показа выбрана самая яркая и характерная для А.Лабаса тема, ставшая его «визитной карточкой», – тема скорости, полета, движения в пространстве. Работа над передачей этих образов продолжалась в течение всей жизни художника, но наиболее выразительные, ставшие знаковыми произведения данной тематики относятся к авангардным экспериментам А.Лабаса 1920-х – 1930-х годов. Именно этот, лучший и наиболее плодотворный период творчества художника стал центральным на выставке.

В экспозицию включено около 150 произведений живописи и графики из собрания Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Театрального музея им. А.А.Бахрушина и из коллекции наследницы художника О.Бескиной-Лабас. Разделы экспозиции выстроены тематически. Большинство из них связаны с главной темой выставки – движение: в полете («В кабине аэроплана», 1928, ГТГ; «Дирижабль и детдом», 1930, ГРМ; «Дирижабль над городом», 1932, ГМИИ), в водной стихии (серия «Крым», 1929–1939; «Катер с новыми пассажирами», 1936, ГРМ), в метро («Строительство метро», 1933, ГРМ; «Метрострой», 1933, ГТГ), в автомобиле («Скорая помощь», 1959, «Водитель машины», 1962, обе – собрание О.Бескиной-Лабас); в поезде («Первый паровоз на Турксибе», 1931, ГТГ; «Поезд идет», 1929, ГРМ; «Едут», 1928, Собрание О.Бескиной-Лабас). Один из виднейших русских «постфутуристов», А.Лабас вместе с соратниками по группе ОСТ создал «романтический эпос» о социалистической утопии. В изображении дирижаблей, самолетов, паровозов, автомобилей художника интересуют не их технические особенности, а чувство радости и удивления от новых, незнакомых ранее человеку впечатлений от «чуда» полета, преодоления пространства с большой скоростью. Акварельно-прозрачная рафинированная живопись А.Лабаса очень точно передает ощущение высоты, динамики, движения воздуха.

Раздел «Романтика Революции» демонстрирует экспрессивные «Октябрь в Петрограде» (1930, эскиз к картине, ГТГ), серию «Октябрь», возникшую во 2-й половине 1920-х – начале 1930-х годов, и, которую, как и многие другие серии и циклы, художник развивал вплоть до 1970-х. В разделе «Путешествия» ритм и движение современных городов запечатлены А.Лабасом в многочисленных графических сериях («Сочи», 1924; «Северный Кавказ», 1928; «Ташкент», 1942–1945). Внутренним напряжением и тревогой наполнены графические листы, входящие в раздел «Москва и Подмосковье в дни войны». Образы в картинах «Города Будущего» предвосхищают прогресс человечества.

А.Лабас много работал не только как живописец и график, но и как театральный художник, монументалист, скульптор. С 1930-х он выполнял заказы по монументально-декоративному оформлению государственных выставок. Одна из наиболее выразительных работ, признанная современниками символом нового искусства, – 4-х метровая скульптура «Электрическая Венера», изготовленная из дерева, стекла и металла для павильона электрификации и механизации Сельскохозяйственной выставки в Белоруссии (Минск, 1930), была утрачена. Однако специально к выставке ее удалось реконструировать по нескольким сохранившимся фотографиям и наброскам 1927–1930-х годов («ВХУТЕМАС–XXI век», руководитель В.Г.Ежаков).

Впервые широко представлены театральные эскизы А.Лабаса, в том числе связанные с темой воздухоплавания (спектакль «Армия мира» Ю.Никулина, театр им.М.Н.Ермоловой, 1932–1933). В разделе «Мастерская» можно увидеть личные вещи художника, его палитры, документы, фотографии, рабочие тетради с зарисовками со времен ученичества в СХПУ (1916) до 1980 года.

Электронный киоск позволяет ознакомиться с неизвестными широкому зрителю малоформатными сериями разных периодов творчества А.Лабаса, в том числе с сериями «Жители отдаленных планет», «Архитектурные фантазии», «Шаржи», «Портреты», с иллюстрациями к неизданным книгам и работами последних лет жизни художника.

Сюрпризом для зрителей станет «живая картина» – инсталляция, сооруженная вокруг полотна «В метро». Из серии «Москва» (1972, ГТГ). Расширяют экспозицию и воссоздают атмосферу всеобщего увлечения техническим прогрессом в первые послереволюционные десятилетия фильм-хроника о новинках транспорта и авиации в СССР 1920–1930-х годов и экспонаты, полученные из Политехнического музея Москвы, – модели городского и воздушного транспорта.

В рамках выставки планируется лекция об авиации и дирижаблестроении.

Издан иллюстрированный каталог.

Пресс-показ – 14 марта в 14.00

Регистрация представителей СМИ с 13.30

Вернисаж – 14 марта в 16.00

Выставка открыта с 15 марта по 18 мая 2011

Крымский Вал, 10, залы № 80–82

www.museum.ru/N42299
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 25.05.2019  x    ?  


500 лет Тульскому кремлю. Выставка в Государственном историческом музее

День Петра Великого в Коломенском

«Тридцать три звука» на площади у Манежа, С.-Петербург

Работы М. Шагала и К. Малевича вновь на постоянной экспозиции Русского музея в корпусе Бенуа

Программа работы ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках фестиваля "Интермузей-2019"

Российской национальной библиотеке - 224 года!

Юдзи Хирацука. Жизнь в эпоху Гэндай

Бахрушинский музей привезет на "Интермузей" четырехметрового носорога

Валерий Пчелин и Игорь Михайленко. Священный лес

В северной столице Коломенское покажет шедевры миниатюрной иконописи

Персональная выставка Юрия Юрасова «Русский проект»

Вечер памяти художника и писателя Алексея Смирнова

"Магический хрусталь" в Государственном комплексе "Дворец конгрессов"

Праздничная программа Государственного исторического музея ко Дню защиты детей

Музей АРТ4 представляет выставку "Идеальная коллекция"

Поэтический флешмоб «Павловск. Сирень»

Витольд Крассовски. Во все глаза

Фотоэстафета. От Родченко до наших дней. Выставка в Ярославском художественном музее

Пленники Сириуса. Путешествие в Страну догонов

Выставка «Из истории женского движения в России» в Музее Серебряного века

Путями Н.К. Рериха. Псковское ожерелье

Музеи Московского Кремля примут участие в Garage Art Book Fair

„Богатырь” из Абрамцева. К 150-летию со дня рождения Андрея Мамонтова (1869–1891)

Дивное дикое поле. Выставка в Доме-музее скульптора-академика А.М. Опекушина

«Дело мастера боится» - выставка работ сибирских мастеров художественной обработки дерева

Выставка «Мосты, объединяющие нас» в Саратовском областном музее краеведения

Об истории и курортных традициях Санкт-Петербурга

Выставка «Санкт-Петербургская губерния в фотографиях 1860-1910-х годов» из собрания Русского музея

Фотовыставка «Счастье, проходящее мимо» в Художественном музее Алтайского края

Выставка «Пастор и Книга» в Музее истории религии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru