Выставка «Север-Юг» представляет работы трёх карельских художников - Бориса Акбулатова, Натальи Кошелевой и Романа Леонтьева. Работающие в разных жанрах и техниках, отличающиеся друг от друга темпераментом, характером и творческой манерой - эти мастера близки друг другу приверженностью к традиционным выразительным средствам и уровнем профессионального мастерства, общими представлениями об искусстве, как о воплощении прекрасного, интересом к родной природе, истории и культуре.
Географические координаты, обозначенные в названии выставки, - это своего рода художественный азимут, означающий творческие маршруты каждого из её участников, диапазон охватываемых ими тем и образов. Природа и архитектура Италии, сюжеты эпоса «Калевала», мир Карельской деревни - вот сюжетные точки пересечения для авторов, объединённых данной экспозицией. Она не просто предлагает совершить вместе с ними увлекательные путешествия с Севера на Юг и обратно, но и вовлекает публику в любопытные диалоги, игру созвучий и контрастов, пронизывающих всю экспозицию. Такие смысловые, пластические взаимосвязи в ней возникают, например, между орнаментальностью карельских акварелей Натальи Кошелевой и декоративной глазурованной керамикой Романа Леонтьева; между простотой и натуральностью его же глиняной посуды, сделанной в народной традиции олонецкого района, и земной бесхитростностью курских, заонежских сюжетов живописи и пастелей Бориса Акбулатова.
Окрашенная, как индивидуальным виденьем каждого из авторов, так и общей позитивной, жизнеутверждающей интонацией, выставка «Север-Юг» готовит внимательному зрителю немало сюрпризов. Здесь Венецианские каналы дышат почти северной прохладой, Карельская деревня вдруг оказывается по-южному яркой, а неброская красота Среднерусской природы пронизана покоем и гармонией.
Мария Юфа, искусствовед
В середине 80-х прошлого столетия художник Борис Акбулатов создал цикл работ «По мотивам эпоса «Калевала», где попытался изобразительно представать давно ушедшее – поэтику труда, быта, верований карельского народа. «Рассказал» он об этом современным языком – языком «открытого» цвета, метафор, ассоциаций, символов.
В начале ХХI века художник вновь обращается к народной жизни, но уже не через литературные впечатления, а через непосредственное ее переживание.
Пожив в Заонежье и в Курской области несколько последних лет, он обнаруживает связь «севера» и «юга» с архаикой эпоса – русских былин и карело-финских песен.
Связь эта заключается прежде всего в приверженности и северян и южан к крестьянско-земледельческой культуре; жизни по календарю предков: от восхода до заката; в любви к своему дому, к своей земле, к лошадям, коровам…
По современным понятиям, это архаика, отсюда и кажущийся архаичным изобразительный язык автора. На самом деле, представленные здесь работы – мир души художника, который не ставил перед собой никаких специальных (социальных, художественных…) задач, а писал то, чему радовался глаз, – пейзажи, лодки, облака, деревья… То, что сегодня называется «исторический пейзаж» и то, что оказывается продолжает жить во времени, переходя из век в век, естественно, со всеми «цивилизованными» изменениями.
Галина Скворцова, писатель