НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Прикосновение к тайне. Выставка Гагика Бадаляна

c 20 октября по 20 ноября 2010Республика Татарстан
Гагик Бадалян. Портрет в красном
Гагик Бадалян. Сон
Гагик Бадалян с учениками художественных школ на открытии выставки
Перед работой мастера
Как стать и как затем продолжать оставаться национальным художником? Перед Гагиком Бадаляном, чья персональная выставка открылась 20 октября в Художественной галерее Елабужского музея-заповедника, этот вопрос практически никогда не стоял. Родившись в 1961 году в Ереване, он здесь же закончил художественное училище, а затем – Ереванскую Академию художеств, впитав в себя за годы учебы лучшие традиции мастеров армянского изобразительного искусства.

То, что его живопись и графика имеют ярко выраженный национальный колорит – очевидно и неоспоримо, но при этом искусство Г. Бадаляна удивительным образом остается универсальным, понятным любому зрителю, независимо от его этнической принадлежности. Полотна мастера не раз экспонировались в России и Армении, Норвегии и Германии, Франции, Ливане, Эстонии, Канаде, Объединенных Арабских Эмиратах, Италии, США, Швейцарии, Кувейте. И во всех странах находили самый теплый прием.

Чьим-то подражателем Гагик Бадалян никогда не был, избрав еще в пору окончания Академии художеств собственную тематику и стиль. Конечно, внимательный взгляд уловит в его работах некоторые параллели и с французскими фовистами, и с работами Модильяни, и, что абсолютно естественно, с художниками армянской школы, тем же Сарьяном. Однако, его художественный почерк узнаваем моментально – и это при том, что негромкую, почти классическую по своему художественному языку и приемам живопись армянского художника крайне сложно заподозрить в каком-либо потакании моде.

Главные действующие лица на его полотнах – люди. Чаще всего это женщины, - задумчивые, одухотворенные, углубленные в свой внутренний мир, который при всей их красоте и романтичности остается для зрителей окутанным некой дымкой тайны и недосказанности, обладает глубиной. И прикасаясь к этой тайне, художник стремиться показать, насколько удивителен и неповторим каждый человек. Его образы собирательны, а композиции нередко предельно просты, но это та самая простота, которая несет внутри себя гармонию и позволяет выявить то главное, ради чего художник и создавал свои произведения.

Гагик Бадалян - ярко выраженный колорист, благодаря чему даже сходные сюжеты воспринимаются в его работах каждый раз совершенно по-новому. Он может создать портрет на основе очень насыщенного красного цвета (вызывающего по определению беспокойство и тревогу), но при этом картина будет нести такой же покой и умиротворение, как и та, что написана в исключительно охристых тонах.

Как работы любого подлинного мастера, полотна и графические листы Г. Бадаляна вызывают у зрителя множественные ассоциативные ряды. Хотелось бы назвать только два из них, которые возникают непроизвольно, когда стоишь перед работами этого художника.

Прежде всего это музыкальность его живописи. Тонкие, хорошо продуманные, и вместе с тем часто неожиданные колористические решения – сочетания белого на черном («Ожидание №1», «Ожидание №2»), работы, написанные в красной («Портрет в красном»), золотисто-оранжевой гамме («Портрет девушки») или в сложнейшей гамме всех известных охристых красок, включая земляную зеленую («Сон»), напоминают своими сложными, гармоничными и удивительно звучными цветовыми решениями камерную джазовую музыку, классические композиции Бена Вебстера или Диззи Гиллеспи. Они вовлекают зрителя в свое пространство и затем уже не отпускают его, всплывая в памяти и через день, и через месяц и через год.

Нередко художник дает нескольким своим работам одно и то же название, к которому добавляется лишь порядковый номер. По сути, считает он, они вообще не нуждаются в названиях, поскольку это ничего к ним не добавляет и не убавляет. И это только лишний раз подтверждает параллель между его тончайшей живописной игрой с цветом и музыкой.

Другой ассоциативный ряд, связанный с произведениями Гагика Бадаляна, это их перекличка - через века, через художественные школы, через не сходность подходов и задач, - с русской иконой. Пожалуй, только в новгородской иконе можно обнаружить такой же полный и вызывающий чувство удивительной гармонии, а не тревоги, абсолютный красный фон, как в «Портрете в красном». А такие работы художника, как «Беседа», и композиционно и в цветовом решении прямо перекликаются с «Троицей» Андрея Рублева. Композиционные мотивы «Троицы» проявляются вообще во множестве работ художника: это и «Музыканты» №1 и №2, и работы цикла «Беседа», «У креста» и тот же «Сон», напоминающий правого ангела «Троицы». При этом ни о каких подражаниях и заимствованиях речи быть не может. Скорее всего, даже сам художник не подозревает о подобной ассоциации. А если такая перекличка существует, то это – перекличка конгениальности, прикосновение мастеров разных эпох к одному и тому же источнику.

Художественная галерея имени И.И. Шишкина Елабужского государственного музея-заповедника работает уже более трех лет. За это время в ней прошло множество различных выставок, как региональных, так и российских художников. Бывали здесь и весьма именитые мастера. Но то, что произошло во время открытия персональной выставки Гагика Бадаляна, случилось, честно говоря, впервые, – и было полной неожиданностью как для него, так и для других участников вернисажа.

По окончании официальной части к мастеру целой стайкой подбежали ученики елабужских художественных школ, окружили его, чтобы сфотографироваться на память, а затем с гордостью пожимали мастеру руку. Этот неожиданный эпизод только лишний раз подчеркнул то внутреннее душевное обаяние, человеческую доброту и деликатность, которыми обладает художник. Они во всей полноте присутствуют в его работах и были мгновенно распознаны таким чутким божественным инструментом, как дети с их искренностью и непосредственностью.

Людмила Пахомова, Алексей Куклин

www.museum.ru/N41280
Ваше мнение »»

»»Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес:Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Гассара, 9
Проезд:См. здесь
Телефоны:(85557) 7-86-68
сайт:elabuga.com/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.03.2024  x    ?  


Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru