НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Державные кавалеры. Иностранные ордена Российских императоров

c 27 октября 2010 по 9 марта 2011Москва
Державные кавалеры. Иностранные ордена Российских императоров
Державные кавалеры. Иностранные ордена Российских императоров
Державные кавалеры. Иностранные ордена Российских императоров
Выставка «Державные кавалеры. Иностранные ордена российских императоров» впервые представляет уникальную коллекцию европейских и восточных наград, хранящихся в Музеях Московского Кремля и других российских собраниях — иностранные ордена русских правителей XVIII — начала XX веков, которые в полной мере раскрывают сложную и противоречивую историю взаимоотношений России и зарубежных стран, являются символическими знаками признания ее роли и места в мировом пространстве.

На выставке демонстрируются 168 экспонатов: орденские знаки императоров и императриц, грамоты монархов стран Европы и Азии о награждении русских царей и цариц высшими орденами своего государства, произведения декоративно-прикладного искусства, связанные с этими награждениями, портреты и фотографии российских монархов, орденские статуты и документы, роскошные костюмы кавалеров иностранных орденов. Среди ее участников Государственный архив РФ, Российский государственный архив древних актов, Государственный Исторический музей, Государственный Эрмитаж, Гохран России, Государственный музей керамики и «Усадьба «Кусково» XVIII века, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государственный музей-заповедник «Царское село».

Собрание иностранных орденов Оружейной палаты Московского Кремля берет свое начало с XVIII века, когда в 1798 году по распоряжению российского императора Павла I на хранение был передан медальон-мощевик XVI в. Великого магистра Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского) — Ла-Валета, затем и остальные регалии ордена, включая изготовленные к посвящению корону Великого магистра, печать и кинжал. Вслед за принятием Павлом I звания Мальта была объявлена российской губернией, а Мальтийский орден широко внедрился в государственные организации, столичную жизнь и российскую геральдику.

Основную часть коллекции иностранных наградных знаков Музеев Кремля составили поступления из Капитула Российских Императорских и Царских орденов и дворцового имущества. Среди них выделяются группы иностранных орденов, принадлежащих императорам Александру I и Николаю I, их супругам — императрицам Елизавете Алексеевне и Марии Александровне и др. Все они были переданы Печальными комиссиями в Капитул после смерти владельцев.

Коллекция музея пополнялась и в дальнейшем. После февраля 1920 года самоотверженными усилиями сотрудников Оружейной палаты были спасены от обезличивания Комиссией по сортировке ценностей Гохрана РСФСР около 6 тысяч экспонатов, среди которых были и орденские знаки членов императорской фамилии. В последующие годы было спасено еще 700 великолепных предметов из числа дворцовых ценностей. Среди них, экспонируемые на выставке, два знака датского ордена Слона, очень редкий знак испанского ордена Сантьяго, шитая звезда гессен-дармштадского ордена Людвига.

В 1963 году в Оружейную палату Московского Кремля были переданы иностранные ордена из Управления драгоценными металлами Гохрана. Из них наиболее интересными являются знаки высших европейских орденов на цепях, которые, вероятнее всего, были связаны с последним российским императором Николаем II: знаки и цепи ордена Благовещения (Сардиния), Черного Орла (Пруссия), Св. Губерта (Бавария), Золотого Руна (Испания) и Железной короны (Австро-Венгрия). Все они представлены на выставке.

Высшие европейские, а затем и восточные награды, которыми были удостоены российские монархи, начиная с Петра I сыграли большую роль в возвышении статуса российских императоров как на родине, так и за ее пределами. Самые первые, старейшие по происхождению светские ордена стали высшими наградами государств. Впоследствии они были представлены в гербах этих стран и превратились в державные символы. Смысловое пространство знака государственного высшего ордена гораздо шире понятия награды за военную или гражданскую доблесть. Атрибуты самого высокого ордена государства: цепь, знак, звезда и лента символизируют наивысшую степень знатности, избранности в узкий круг властителей европейского и мирового масштаба. Монарх любой иностранной страны мечтал быть удостоенным высшей награды другой державы. Государь сообразно собственным или дипломатическим соображениям решал, какой высший иностранный орден расположить на своей монаршей груди рядом с высшим орденом своей страны.

Первые награждения правителей России высшими европейскими орденами, как правило, происходили после крупных военных побед. Например, такие высшие награды Европы, как польский орден Белого Орла и датский орден Слона, были вручены Петру I в 1712 и 1713 годах в связи с победами России в Северной войне. Как известно, войну со Швецией вели Россия, Саксония и Дания, объединенные в 1699 году в Великий Северный Союз (Речь Посполитая присоединилась в 1704 году). Награждения Петра I названными выше орденами были вызваны не только стремлением укрепить Северный Союз, но и разгромом шведов русскими войсками под Полтавой, в Северной Германии и Померании в 1709 – 1713 годах.

Изучение истории награждения иностранными орденами российских монархов показывает, что, начиная с Петра I и до Александра I, это было достаточно редким явлением, связанным в основном с внешнеполитическими событиями: заключением договоров о сотрудничестве, созданием международных альянсов и т.д. Эти мероприятия сопровождались взаимными пожалованиями их участников орденами. Личные встречи монархов, как правило, также предполагали обмен знаками высших орденов своих государств. Продолжением традиции взаимных пожалований монархов высшими династическими орденами при личной встрече стали переговоры российского и французского монархов в 1807 году в Тильзите. Тогда императоры Наполеон Бонапарт и Александр I вручили друг другу знаки орденов Почетного Легиона и Св. Андрея Первозванного. Этот принадлежавший Наполеону орден, экспонируется на выставке в Московском Кремле.

Первые награждения российских императоров старейшими и знаменитейшими орденами Подвязки и Золотого Руна стали возможны только после освобождения Европы русской армией от наполеоновских войск. Признанием заслуг России являются награждения в 1813 – 1814 годах Александра I орденом Подвязки (Великобритания), испанским орденом Золотого Руна, датским орденом Слона и многими другими высшими европейскими орденами.

Нередко высшие ордена присылались монархом иностранного государства с соответствующей орденской делегацией, возглавляемой по поручению государя одним из наиболее родовитых и высокопоставленных лиц с сопроводительным письмом и грамотой о пожаловании ордена. Вместе со знаками ордена новому кавалеру присылалась и орденская одежда, если статуты ордена требовали этого.

Награждения высшими европейскими орденами российских императоров во второй половине XIX — начале ХХ веков были уже в основном связаны с тесными династическими отношениями российского императорского Дома с владетельными Домами Европы. Орденская колодка на груди российских государей подробно освещает не только доблестные страницы его служения на троне, но и отражает династические и военные союзы. Петр I положил начало новой матримониальной политике, согласно которой русский правитель и члены его семьи должны были сочетаться браком с нерусскими, европейскими супругами равного происхождения. Все это обеспечивало независимость царя от знатных семей и поднимало царскую семью на международный, европейский уровень. В результате такой династической политики Романовы окончательно вошли в систему европейских августейших Домов. Каждый династический союз сопровождался награждениями членов императорской семьи высшими европейскими орденами, а также ответными награждениями высшим российским орденом Св. Андрея Первозванного.

Традиция вручения знаков ордена Святого Андрея Первозванного, как династического ордена, на церемониях бракосочетаний членов царской семьи, была положена 14 октября 1711 года во время свадебной церемонии сына Петра — Алексея Петровича с принцессой Шарлоттой-Христиной-Софьей. На свадьбе андреевскими кавалерами стали сам Алексей Петрович и отец невесты — Брауншвейг-Бланкенбургский герцог Людвиг-Рудольф (1671-1735).

Вплоть до 60-х годов XIX века и заключения брачного русско-датского союза между великим князем Александром Александровичем (будущим Александром III) и датской принцессой Дагмар (будущей императрицей Марией Федоровной), германские принцессы традиционно становились женами русских великих князей. Этим обстоятельством объясняется значительное количество знаков династических орденов немецких государств в коллекции Оружейной палаты.

Награждения иностранными орденами великих князей и цесаревичей производились с соизволения правящего монарха. Он «высочайше разрешал принять и носить» тот или иной иностранный орден, предлагаемый его сыновьям или даже внукам. Основные награждения иностранными орденами наследника-цесаревича следовали сразу же после достижения им первого совершеннолетия (в 16 лет) и принесения общегосударственной и военной присяги на верное служение царю и отечеству. Дальнейшие награждения иностранными орденами наследников престола и российских монархов связаны с коронациями и важнейшими международными событиями. В день коронации иностранные ордена получали в основном наследники престола. Так, в день коронации императора Александра III 7 мая 1883 года Цесаревич Николай Александрович был награжден пятью иностранными орденами: Золотого Руна (Испания), Св. Губерта (Бавария), Серафимов (Швеция), Белого Сокола (Саксен-Веймар) и орденом Верности (Баден).

Изучение иностранных орденов и орденских колодок на портретах российских императоров позволяет сделать вывод о том, что монархи предпочитали носить иностранные награды за личные военные заслуги и достижения во внешнеполитической деятельности. Об этом свидетельствуют и орденские колодки императоров Александра I, Николая I и Николая II, представленные на выставке.

Российские императрицы, правившие Россией, как и королевы европейских стран, не могли быть награждены многими знаменитыми орденами Европы, так как их кавалерами могли стать только мужчины. К таким сугубо «мужским» орденам относились орден Золотого Руна, датский орден Слона, шведский орден Серафимов и т.д. Существует единственное исключение в награждениях подобного рода орденами — в 1763 году шведским орденом Серафимов была награждена женщина — российская императрица Екатерина II. Как правило, императрицы награждались такими женскими орденами, как орден Святой Изабеллы (Португалия), Марии Луизы (Испания), Терезы (Бавария), а также достаточно новыми орденами Милосердия (Турция), Драгоценной короны (Япония), Елизаветы (Австро-Венгрия). Взамен иностранные королевы и принцессы получали российский женский орден Святой Екатерины.

Прием государями в свой орден монархов других стран всегда был одним из способов приобретения политических союзников. Поэтому порядок награждений иностранных монархов был определен орденскими законодательными документами — статутами. Кавалеры ордена, все без исключения, должны были соблюдать требования статутов ордена. В случае нарушений, совершения преступлений, прописанных в статьях статутов, они исключались из числа кавалеров и лишались права носить орденскую цепь, «дабы вина его не отразилась на доброй славе ордена». Как правило, исключения из числа кавалеров высших европейских орденов совершались достаточно редко, в основном, во время международных военных конфликтов.

Статуты всех высших европейских орденов требовали возвращения знаков ордена кавалера после его смерти гроссмейстеру ордена — правящему монарху. Это условие строго соблюдалось и осуществлялось через Министерство Иностранных Дел Российской империи. В связи с этим полного комплекта знаков того или иного высшего иностранного ордена в музейных коллекциях России не существует. Встречаются лишь отдельные знаки высших орденов, оказавшиеся невозвращенными гроссмейстеру ордена по тем или иным причинам. Это, прежде всего дополнительные знаки, изготовленные для кавалера в России, не подлежащие возврату, а также ряд высших иностранных орденов, выведенных из юридического пространства движения орденов вследствие революционных потрясений и войн, как в России, так и в ряде зарубежных стран. Сюда же следует отнести иностранные орденские знаки, украшенные драгоценными камнями, преподнесенные монархами Европы и Азии в дар российским государям.

Сбором иностранных и российских наград после смерти императора ведала Печальная комиссия, специально созданная для организации похорон государя. Похоронный церемониал был разработан еще при Петре I. Согласно ему российские и иностранные ордена умершего императора участвовали в процессии переноса тела в Петропавловский собор для погребения.

Российские императоры надевали иностранные награды во время государственных визитов в другие страны, во время приемов иностранных монархов в России. Во время траурных церемоний, в день приема представителей иностранных государств, приехавших на похороны, российские кавалеры орденов этих стран должны были явиться в соответствующих наградах.

Иностранные ордена русских правителей XVIII — начала XX веков собрания Оружейной палаты, бережно хранятся и изучаются. Они отражают сложную и противоречивую историю взаимоотношений России и зарубежных стран, являются своеобразными символическими знаками признания роли и места Российской империи в мире.

www.museum.ru/N41226
Ваше мнение »»

»»Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Адрес:город Москва, Кремль
Проезд:Ст. м. "Александровский сад", "Библиотека им. Ленина", "Арбатская", "Боровицкая"
Телефоны:(495) 695-41-46, 697-03-49
сайт:www.kreml.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.04.2024  x    ?  


День исторического и культурного наследия в Мультимедиа Арт Музее, Москва

«Библионочь-2024» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II

Выставка «Строкою Пушкина воспето…» в Русском музее фотографии

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

"Библионочь-2024" в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Библиодень в Еврейском музее и центре толерантности

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Николай Львов. Избранное

Выставка "Ювелирное искусство Александра Голикова" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Презентация книги «Иерусалим земной и подземный» Яны Чехановец

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

Весенний концерт в музее Аполлинария Васнецова

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Увидеть музей по-новому: в Пушкинском музее пройдет акция "Я покажу тебе музей"

Выставка «Память о счастье» в Музее Тропинина

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Выставка "ART548"

"Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера". К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Книжный экспресс: тариф "Семейный" - Библионочь в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Фотовыставка XV Международного фестиваля экранной культуры "Человеческое кино"

Выставка "История хлебопекарной промышленности Санкт-Петербурга"

Международный день Земли в Дарвиновском музее

Выставка "Повседневная жизнь русского солдата от Древней Руси до современности" в Музее артиллерии

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка Ирины Верхградской «Маленький мир» в Музее на набережной, г. Новосибирск

Сергей Цигаль. Графика

Выставка Елены Липиной "Вдохновение"

Второе восхождение. Выставка работ Юнуса Сафардиара

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru