24 сентября 2010 г. во Всероссийском проекте «Музей. Музыка. Дети» своё участие принял ведущий музей Ивановской области - Ивановский государственный историко-краеведческий музей им. Д.Г. Бурылина. В этот раз гостями Музея промышленности и искусства стали 120 детей из детских домов Кинешмы, Шуи, Фурманова, Иванова. Многие из них уже неоднократно бывали в музее и знакомы с его богатыми и разнообразными коллекциями. Но в этот день ребята были не просто зрителями, а настоящими участниками музейного праздника, в ходе которого и прошёл первый этап проекта.
Сотрудниками ивановского музея была разработана программа мероприятий, состоявшая из четырех основных занятий. Объединенные одной темой – «искусство» - каждая из них демонстрировала разнообразие жанров и, в дальнейшем, дети воплощали увиденный материал в своих творческих работах.
Так, часть ребят начали свой день в музее с экскурсии по выставочным залам Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина, наполненного уникальными предметами старины. В ходе экскурсии особое внимание уделялось предметам, связанным с живописью и музыкой: например, в зале «Европейская коллекция» рассматривались музыкальные инструменты, привезенные из Италии и Германии (среди которых была и скрипка известного Джованни Батисто Виотти), а среди оружия и доспехов, хранящихся в зале «Арсенал» были найдены турецкие военные барабаны. По такому же принципу проходило знакомство с коллекциями и в других залах музея.
После того, как экскурсия завершилась, ребят ожидала приключенческая игра, в ходе которой, они уже самостоятельно прошли по выставочным залам и нашли среди экспонатов ответы на вопросы, подготовленные сотрудниками музея. Для этого группа делилась на несколько команд, каждая из которых получала лист с вопросами. Внимательность во время экскурсии, умение ориентироваться среди представленных экспонатов и, конечно же, игровой азарт – все эти качества были необходимы для успешного прохождения музейного квеста. Стоит заметить, что вообще подобная форма оказалась очень привлекательной для детей, которые, быть может, до этого полагали, что музей скучное и лишенное движения заведение. Некоторые команды не только быстро сориентировались среди экспозиционных залов, но и правильно ответили на все семь вопросов.
Пока же одни искали отгадки среди музейных древностей, вторая группа ребят посетила необычный урок под названием «В коробке с карандашами…». На нём они, например, смогли узнать о том, как каждый цвет задает картине определенную тональность и о том, что ритм может быть не только у музыкального произведения, но, и у художественной картины. В ходе занятия дети смогли попробовать разные техники и приемы живописи, создав общими усилиями большое полотно. Само занятие было полезно и тем, что вместе с музейными педагогами и ребятами работали музыкант и художник, которые на практике продемонстрировали, как соотносится музыка и живопись и как одно из искусств можно воспринимать через другое.
Если в музейном занятии «В коробке с карандашами…» тема общности двух видов искусства хоть и отражалась, но не являлась основной, то для занятия «Если видишь на картине…» родственность музыки и живописи, скрывающаяся внутри системного восприятия человеком окружающего мира, стала настоящим лейтмотивом.
Дети были вовлечены в необычный музейный урок, который был построен вокруг слайд-показа, составленного из изображений полотен известных русских художников. Слайды сопровождались классической музыкой, которые вместе с картинами создавали единое целое. Так, музыкальным сопровождением картин известных живописцев Левитана и Шишкина стало музыкальное произведение «Метель» Свиридова, а изображения весенней природы картин того же Левитана и Куинджи оживали под звучание великолепного Эдварда Грига «Утро». Показ сопровождался рассказом музейного сотрудника об услышанной музыке и представленных картинах.
Само занятие неслучайно носило название одного из советских мультфильмов. Именно эта мультипликация дополнила слайд-показ и проиллюстрировала рассказ о многообразии жанровой живописи. В частности, в этот раз ребята познакомились с такими понятиями, как «портрет», «натюрморт» и «пейзаж».
Необычность этого музейного урока заключалась, прежде всего, в месте его проведения.
Учебный класс заменила огромная надувная сфера, которая расположилась неподалеку от стен Музея промышленности и искусства. Внутри неё находился проектор, который и воспроизводил слайд-фильм на поверхность купола. В сферу и обратно из неё в музей дети перемещались по подземному переходу, расположенному между Музеем промышленности и искусства и Музеем ивановского ситца (бывшим родовым домом основателя музея). Таким образом, этот день запомнился детям не только новой познавательной информацией, но и интересными музейными путешествиями.
Программа мероприятия была составлена таким образом, что все прибывшие группы приняли участие в каждом из четырех занятий, после завершения которых, ребятам было предложено заполнить анкеты. По результатам опроса в дальнейшем можно будет выделить наиболее привлекательные для детского восприятия формы музейных занятий, а также составить определенный образ музея глазами детей. Всё это станет частью подготовки к следующим музейным мероприятиям.
Реализация проекта в музее осуществлялась под наблюдением опытных экспертов, главным из которых стал Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, доктор педагогических наук, профессор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, член Союза художников России Борис Андреевич Столяров.
Музейная программа первого этапа Всероссийского проекта «Музей. Музыка. Дети» в Ивановской области завершилась великолепным и удивительным концертом солистов оркестра Государственного Эрмитажа, под управлением Дмитрия Якубовского в Белом зале Музея промышленности и искусства. Удивительным концерт стал ещё и потому, что не каждый день можно услышать как звучит итальянская скрипка восемнадцатого века, для многих ребят стало открытием существование альта и живое звучание виолончели… В итоге волшебная музыка и полная самоотдача музыкантов получила награду в виде несмолкающих искренних детских аплодисментов.
Первый этап Всероссийского проекта «Музей. Музыка. Дети» для ивановского музея завершился. А вот для детей был еще один сюрприз: им было предложено написать сочинение-эссе о дне, проведенном в музее. Лучшие авторы получат уникальную возможность отправиться в новое путешествие с удивительными приключениями, на этот раз по музеям Санкт-Петербурга.