Открытие выставки Леонида Павлова приурочена к столетию со дня рождения архитектора. Дата рождения очень многое определила в его судьбе. Павлов успел получить образование во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, где учился у Александра Веснина, но не успел толком поработать как конструктивист. Провел четыре года в аспирантуре Академии архитектуры, овладевая тонкостями языка классической архитектуры, но очень мало построил и в этой стилистике – сначала помешала война, потом – кампания по борьбе с космополитизмом, в которой Павлов попал под удар как приверженец школы Жолтовского. Второй слом эстетики советской архитектуры стал для него не травмой, как для многих его современников, а освобождением. По-настоящему его дар раскрылся в 1960–1970-х годах, да так мощно, что ему удавалось реализовывать новаторские проекты и в самые глухие годы застоя.
Его работы отмечены яркой индивидуальностью, и в то же время Павлов как будто ведет постоянный диалог с героями юности – Ле Корбюзье, Александром Весниным и, в особенности, с Иваном Леонидовым, с которым дружил вплоть до его смерти в 1959 году. При этом в его модернистских проектах находит применение наука о пропорциях, которую Павлов изучал в Академии архитектуры. Наконец, в работах второй половины 1970 х – 1980 х годов вновь оказываются востребованы исторические формы, усвоенные им все в той же Академии времен «освоения классики». Удивительным образом Павлов обращает себе на пользу все исторические перипетии, находя достойный ответ на каждый вызов времени и сплавляя накопленный опыт в полифонии (пользуясь выражением его старшего современника Михаила Бахтина) своих произведений.
Экспозиция, в которой представлены работы из собрания Музея архитектуры и семьи архитектора, организована по тематическому принципу. За вводным залом, посвященным биографическим документам и градостроительным проектам, следуют разделы «Театр», «Дворцы», «Транспорт», «Информация» и «Память», отражающие наиболее важные сюжеты в творчестве мастера.
Представляется, что главным качеством Павлова как творческой личности была независимость. Его знаменитые «экстремы», своеобразный творческий манифест, есть не что иное, как отказ считаться с общепринятыми ограничениями и привычными догмами. Архитектура не функциональна, не конечна, не масштабна, не материальна, – полемически утверждает он. И вдруг, в этом ряду – двойное отрицание: «архитектура не аполитична», она всегда решает те или иные социальные -задачи. Признавая зависимость архитектора от нужд общества, в котором он работает, Павлов чутко выбирал те насущные темы, которые позволяли создавать новый и убедительный художественный образ. В этом для него заключалось главное дело архитектора. Этим он и остался в истории.