65 лет Великой Победы посвящается. «Когда музы не молчали». Искусство военных лет
В коллекции областной картинной галереи хранится более двухсот произведений российских художников периода Великой Отечественной войны. Основная масса этих произведений принадлежит кисти и перу ленинградских художников, выполнивших их в блокадном Ленинграде. На первом месте в годы сражений стояли агитационно-массовые формы искусства – плакаты, открытки, рисунки в окнах ТАСС. В галерее собрано более 50 редких плакатов военного времени, среди них выделяется оттиск знаменитого литографированного плаката 1941 года «Тревога» Николая Тырсы, представляющий пример высокого художественного мастерства и патриотизма, который стал последним в его творчестве: будучи эвакуированным в Вологду, художник скончался и похоронен в нашем городе. Казалось бы, в то страшное, тяжелейшее время было не до искусства. Но это было не так, ибо художники поистине приравняли свои кисти и карандаши к боевому оружию. На фронте и в тылу художники, артисты, музыканты помогали громить врага. В результате самоотверженной работы живописцев, графиков и скульпторов было создано большое количество уникальных произведений, которые экспонировались во время войны на многочисленных выставках не только в Москве и в блокадном Ленинграде, но и в Вологде, других городах, в воинских частях и партизанских отрядах. Так, знаменитые литографии из серии «Ленинградская летопись» нашего земляка – Алексея Федоровича Пахомова, экспонируясь в клубах воинских частей, дошли с частями Красной Армии до Берлина. Уникальным историческим документом трагического времени являлись наброски и беглые зарисовки художников-фронтовиков и тех, кто оказался в районах оккупации. В галерее хранится целый ряд интереснейших коллекций фронтовых рисунков. Ленинградец Александр Харшак воевал с врагом в должности помощника командира батальона связи 13 стрелковой дивизии; во второй половине войны он создал альбом фронтовых зарисовок и несколько законченных листов. Около тридцати зарисовок карандашом, тушью, акварелью, исполненных в оккупации, в тылу и в освобожденных Красной Армией районах Белоруссии, передал в дар галерее москвич Бениамин Басов. В них чувствуется пульс, трепет и ужас военного времени. Ветеран ленинградской книжной иллюстрации Иван Харкевич фронтовым корреспондентом участвовал на войне; его листы из собрания галереи показывают то время с позиций журналистов и художников на заключительном этапе боевых действий, когда уже и юмор появился в рисунках, и были радость скорой победы, надежда на счастье. Старший лейтенант Николай Пильщиков, воевавший в авиации, с особенным знанием дела исполнял портреты своих товарищей, подготовив большой альбом литографий «Сталинские соколы». В этой группе натурных произведений выделяются портреты цветным карандашом Ильи Машкова и рисунки углем Петра Митурича. Классикой советского изобразительного искусства стали целостные серии. Особое место занимают графические листы художников блокадного Ленинграда: литографий Алексея Пахомова, цикл офортов Ефима Хигера, серии ксилографий Соломона Юдовина и Сергея Мочалова. Впечатляют панорамы серии «Осажденный город» профессора Павла Шиллинговского, умершего в блокаду. Интересную часть произведений периода Великой Отечественной войны составляют автопортреты художников Г. П. Фитингофа, П. П. Белоусова, В. Т. Боголюбова, А. Ф. Коджака, И. С. Астапова, Н. С. Кочневой, К. И. Рудакова и портреты их друзей. Печальные, сосредоточенные, с взглядом, обращенным вглубь себя, смотрят на нас знакомые лица. Внимание художников неслучайно привлекали творческие люди, ибо они были сильны своей духовностью, позволявшей выносить все страдания (П. П. Белоусов. Портреты художников И. Э. Грабаря, А. А. Осмеркина; Н. Я. Симонович-Ефимова «Портрет И. Ефимова в шубе», И. С. Астапов «Портрет художника Г. А. Арямнова»). Образы любимых жен (В. Т. Боголюбов «Портрет Т. М. Боголюбовой») и подруг привлекают чистотой и возвышенностью, они воспринимались в войну как мечта, видение, помогающие выстоять в трудные годы. Сравнивая выражения лиц военных и обычных гражданских людей, понимаешь психологическую разницу их состояний. Бойцы, пусть и находившиеся в самом пекле событий, были молоды, сильны, оптимистичны; мирное же население, напротив, имело тревожное настроение, переживая как за судьбу близких, так и за судьбу всей Отчизны. Новая выставка в областной картинной галерее показала, что в вологодских музеях хранится достаточно большое и ценное художественно-документальное наследие, созданное советскими художниками в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, что позволяет музейщикам, краеведам, всем любителям искусства вести целенаправленную работу по патриотическому воспитанию как среди населения Вологодской области, так и повсеместно в России. |