Выставка подготовлена «Домом Метенкова» совместно с Фондом развития фотографии при поддержке Генерального консульства США в Екатеринбурге. Куратор проекта – Андрей Мартынов, административный директор Московского бьеннале современного искусства.
Атмосфера Нью-Йорка - нечто особенное. Бешеный ритм жизни, знаменитая бегущая уличная толпа, картинка меняется со скоростью щелкающего затвора фотоаппарата. В этом - гениальное совпадение сути города и сути фотоискусства. Кроме того, Нью-Йорк – это стремительный бег во времени. Едва ли еще найдется на земле город, который бы так олицетворял собой современность. Нью-Йорк меняется в ногу с историей, и фотографы фиксируют эти перемены. Но наряду со ставшей явью технократической утопией, в тени громадных мостов и у подножия небоскребов разворачиваются социальные и человеческие драмы, интересные фотографу может быть в большей степени. Выставка предлагает совершить путешествие по Нью-Йорку, путешествие в пространстве и времени, его героями станут не политики и киноактеры, а люди с нью-йоркской улицы.
Нью-Йорк середины XX века представлен работами Вальтера Розенблюма и Артура Лейпцига. Выдающийся фотограф, ученик Люиса Хайна и Пола Стренда, один из пионеров американской документальной фотографии Вальтер Розенблюм (1919 – 2006) свои первые фотографии сделал в 19 лет, и уже их было достаточно, чтобы остаться в истории. В 1938 г. он снимал на Питт-Стрит в нижнем Ист-Сайде на Манхеттене. Кварталы, где прошло детство фотографа, населяли иммигранты из Восточной Европы с достатком ниже среднего, по преимуществу рабочие. Герои его кадров удивительно раскованны и непринужденны, фотограф был для них своим человеком, что не мешало оставаться предельно честным. Уже в юные годы он нашел свою главную тему – маленький человек в большом городе.
Во время Второй мировой войны Вальтер Розенблюм отправился на фронт военным корреспондентом. Он высадился с армией союзников в июне 1944 г. в Нормандии, прошел боевой путь с войсками генерала Патона, снимал освобождение Дахау, заслужил военные награды. В 1950-х годах Розенблюм продолжил документальную летопись бедных районов Нью-Йорка, на сей раз его выбор остановился на восточном Гарлеме. Спустя тридцать лет он реализовал еще один крупный фотопроект, посвященный жителям южного Бронкса, за что получил одну из самых престижных наград в мире фотографии – премию Фонда Гуггенхайма. В 1998 г. Вальтер Розенблюм достиг вершины мирового признания – Международный центр фотографии в Нью-Йорке по совокупности заслуг отметил его наградой за выдающиеся достижения.
Ровесник Розенблюма Артур Лейпциг (р. 1918) работал фотожурналистом, сотрудничая со всеми ведущими журналами и газетами Нью-Йорка, затем двадцать восемь лет преподавал в университете на Лонг-Айланде. Он был знаком и дружен с Эдвардом Стайхеном, участвовал в легендарной выставке 1955 г. «Род человеческий». Лейпциг много снимал повседневную жизнь Бруклина 1940-1950-х годах, ее непарадные стороны, а также трогательные, иногда сентиментальные, сцены детских игр на улицах Нью-Йорка.
Современный Нью-Йорк представлен работами американских, немецких, итальянских и русских фотографов. Многообразие приемов и образов в фотографиях перекликается с многоплановостью самого города. Диапазон технических средств - от пленочной камеры до сотового телефона, пестрота сюжетов – от жанровых уличных сцен до постмодернистских скрытых цитат классических произведений.
О Нью-Йорке говорят как о городе, который, никогда не спит. «Огни большого города» также вечны, как и музыка джаза. Нью-Йорк - это джаз. По легенде, именно в среде джазовых музыкантов когда-то возникла пословица: «На древе успеха много яблок, но если тебе удалось завоевать Нью-Йорк, тебе досталось большое яблоко». «Большое яблоко» стало одним из самоназваний города больших надежд и больших свершений.