НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Метаморфозы. Художественное стекло Виктора Шевченко

c 18 марта по 15 апреля 2010Москва
Здание Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
Виктор Яковлевич Шевченко (род. 1935) – один из ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства, классик художественного стекла, Заслуженный художник России. Его работы хранятся в крупнейших музеях страны – Эрмитаже, Русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Государственном историческом музее, музеях-усадьбах «Царицыно», «Кусково» и других. Выставкой «Метаморфозы» ВМДПиНИ не только чествует 75-летие со дня рождения и 50-летие творческой деятельности автора, но и актуализирует проблему исчезновения одной из старейших традиционных отраслей отечественного производства – художественного стеклоделия.

Диапазон профессиональных интересов В.Шевченко широк и многогранен. Выпускник Ленинградского ВХПУ им. В.И.Мухиной (ок. в 1961 году), В.Шевченко на протяжении нескольких десятилетий успешно развивал направления, заложенные в советском стекле знаменитым скульптором и художником Верой Ильиничной Мухиной: утилитарное стекло – посуда – для массового производства, ансамбли и вазы, изготавливаемые небольшими сериями, и авторское стекло – уникальные единичные произведения искусства.

Работа на Дятьковском (бывш. Мальцовском) хрустальном заводе (1961–1975) и стеклозаводе "Красный май" (Вышний Волочек, 1975–2002), где В.Шевченко был главным художником, в значительной мере определяла лицо этих крупнейших стекольных предприятий. Автор проектировал дизайнерские образцы для конвейерного производства, способные внести перемены в повседневное окружение (Стопки для массового производства, выполненные прессованным способом, набор рюмок и бокалов «Хрустальный», кружка «Русская»). Одновременно работал над проблемой сочетания прозрачного предмета с рельефной росписью, получив в 1963 году авторское свидетельство за соединение шамотной пасты с поверхностью стекла (блюдо «Конь», 1962; ваза «Индустриальная», 1963).

Но любимым материалом, призванием художника стало цветное сульфид-цинковое стекло в сочетании с лепной, «гутной» техникой. «Русским чудом» называли феномен советского сульфидного стекла зарубежные коллеги. Именно в этой технике, используя такие специфические свойства стекла, как пластичность расплавленной массы и ее цветовые возможности, Шевченко удалось найти новый образ в декоративном искусстве. «Метаморфозы» (1973) – этапная работа в творчестве мастера – стала значительным художественным явлением. Сульфидные произведения художника тяготеют к скульптурности, к монументальной, динамичной и живой форме, а разгадка их эмоциональной содержательности кроется в богатстве возможных трактовок образов и глубоком постижении логики и напряженности природных форм. В сульфиде В.Шевченко создал и ряд декоративных ансамблей для общественных зданий, в т.ч. композиции для гостиницы «Националь» и нового здания МХАТ.

Кульминация творческого пути В.Шевченко закономерно совпала с расцветом советского художественного стекла и его международным признанием. В 1970–80-е годы в СССР стеклоделие, в отличие от живописи или скульптуры, было свободным от идеологии творческим полем, позволяющим заниматься свободным формотворчеством и пластическими экспериментами. И во многом эта возможность обеспечивалась существованием крупных производств – стекольных и хрустальных заводов, оснащенных печами для варки стекла и оборудованием для его обработки. 90-е годы XX века стали началом упадка российской стекольной промышленности, продолжающимся по сей день: большинство заводов закрылись, оставшиеся сокращают свои производства.

В изменившихся условиях В.Шевченко, основа авторского метода которого – постоянный поиск, продолжал и продолжает открывать для себя новые техники и приемы, добиваясь новой стилистики и образности. «Торс» (1990), выполненный в авторской технике, граничит со скульптурой, «Последнее окно Мейерхольда» (2003, стекло, металл) поражает своей монументальностью, драматичным сочетанием материалов, внутренним напряжением и удивительной живописностью при сдержанности цветовой гаммы, триптих «Памяти К.Малевича» (2003) и «Архитектон» (2007) отражают тенденции творчества автора в начале XXI века.

В.Шевченко – обладатель различных профессиональных премий, медали «Достойному» и диплома Академии художеств СССР; участник множества выставок в России и за рубежом: в Англии, Румынии, Германии, Чехословакии, Канаде, США, Японии и др.

На юбилейной выставке представлено свыше 100 работ из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и из собрания автора, выполненных в период с 1960-х годов по настоящее время. Собранные в одном пространстве, произведения В.Шевченко, по словам искусствоведа Н.Степанян, «поражают и масштабом задач, поставленных перед собой автором, и оригинальностью решений, и особым темпераментом, пластическим даром, объединяющим их в «линию Шевченко» внутри отечественного стеклоделия».

Для посетителей выставка открыта с 18 марта по 15 апреля.

www.museum.ru/N39402
Ваше мнение »»

»»Всероссийский музей декоративного искусства
Адрес:город Москва, ул. Делегатская, 3
Проезд:См. здесь
Телефоны:автоотв.(499) 973-3219, экс.бюро (459) 609-0146
сайт:vmdpni.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: мемориальные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.10.2020  x    ?  


Две картины Бронзино. К завершению реставрации

Фотовыставка Андрея Мышкина "Идиотский город"

Выставка «Камни предков» в Центральном музее связи имени А.С. Попова

Стали известны имена победителей Всероссийского конкурса малой прозы "Грамматика любви"

Конкурс "Общее дело" продлен на два дополнительных конкурсных цикла

Выставочный проект южнокорейской художницы Ли Бул «Утопия Спасенная» в Петербургском Манеже

XL фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»

Персональная выставка А.Н. Криволапова в цикле "Московские сезоны"

Русский музей возобновляет экскурсии на русском жестовом языке

Выставка «Соколиная охота. Царская потеха с ловчими птицами» в усадьбе «Измайлово»

"Ночь искусств" в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике

Выставочный проект Элиде Кабасси "Предел и бесконечность"

Паоло Роверси. В поисках Джульетты. Календарь Pirelli 2020

Артём Голощапов. Нелепое равновесие

Выставка-размышление «Чаепитие с Дульсинеей: начало двух веков» в Бахрушинском музее

Старинная японская фотография на выставке в Музее Модерна, Самара

Катя Исаева. Музей природы

Василия Белова читали всей Россией!

Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи

В День памяти жертв политических репрессий вход в Музей истории ГУЛАГа бесплатный

Выставка VII Общероссийского фестиваля дикой природы "Первозданная Россия"

Ксения Цыкунова. Ютьюбифул

Межмузейный выставочный проект «Чехов, Бунин, Куприн. Судьбы скрещенья»

Ко Дню памяти жертв политических репрессий. Программа музея Анны Ахматовой

Выставка работ Никиты Макарова в Музее архитектуры имени А.В. Щусева


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru