Посещение музеев коллег стало важной развивающей традицией в музее истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. Знакомство с опытом выставочной и научно-фондовой деятельности питает собственный творческий поиск вне зависимости от тематики и профиля музея. В январе 2010 года сотрудники нашего музея посетили музей истории культуры народов Сибири и Дальнего востока, созданный на базе Института археологии и этнографии СО РАН. Экспозиция музея произвела на нас самое яркое впечатление.
Входим в первый зал – здесь пространство палеолита, эпохи, когда климат Земли, её растительный и животный мир сильно отличались от современных. Главное археологическое богатство этого периода – оббитые каменные орудия, по форме и размеру которых определяется возраст найденной стоянки первобытных людей. На выдвижных полках в стеллажах зала – ярко освещённые выкладки заострённых галек, отщепов, чопперов (грубых камней для рубки – прародителей топора), нуклеосов (каменных ядер, от которых откалывались орудия более тонкой формы). Их авторы – человек умелый, архантроп, неандерталец – следят с рисунков на стенах за своими многотысячелетними потомками, посетившими музей.
Идем коридорами времени дальше, и вот в зале бронзового века – история древнейших жителей Сибирского и Дальневосточного регионов. По словам сибирского археолога, академика Вячеслава Ивановича Молодина, первый человек на Алтае появился около 800 тысяч лет тому назад, а на территории современной Новосибирской области, из-за иных климатических условий, позднее – 13-14 тысяч лет назад. Несмотря на удалённость сибирских земель от «передовых» европейских центров, развитие «прасибиряков» шло немалыми темпами, совершенствовались ремёсла, металлургия и торговля, складывались уникальные религиозные культы. Экспозиция музейного зала показывает, насколько целостной была жизнь человека в древности: видно, что основной способ добычи питания (охота или рыбная ловля) определял весь материальный и духовный комплекс бытия – каждое орудие и каждое культовое изображение были призваны обеспечить хорошую добычу, укрепление силы и здоровья человека и всего его рода.
Зал средних веков неизменно вызывает восторг у посетителей-школьников – здесь можно увидеть мечи и кольчуги рыцарских времён. В зале этнографии у каждой этнической группы, населяющей обширную территорию от Крайнего Севера до Дальнего Востока, есть свой «дом»: русская изба с иконами в красном углу и старинным травником на столе, монгольская юрта с очагом и медными кувшинами, лабаз северного шамана – небольшой ящик на столбе, в котором духам преподносятся пища и подарки. А по большой карте на стене можно найти места исторического распространения каждой этнической группы на территории Евразии.
Ярчайшее впечатление производит зал истории древнейшей пазырыкской культуры. Здесь хранится экспонат особой ценности – погребальный комплекс, обнаруженный при раскопках на плато Укок в Горном Алтае, знаменитая находка археологической экспедиции В.И. Молодина и Н.В. Полосьмак. Вечная мерзлота, сохранившаяся в сердце алтайских гор, сберегла, как удивительное послание потомкам, тела, внешнее убранство и ритуальные предметы двух людей, похороненных в срубе из лиственницы две с половиной тысячи лет назад. В память об этом стеклянные колпаки, под которыми покоятся мумифицированные тела, поставлены будто бы на ледяные линзы. Образ найденной в погребении женщины, наречённой журналистами «алтайской принцессой», воспроизведён с помощью современных технологий и находит сейчас своё воплощение в скульптурных и живописных портретах. Сохранилась её одежда и удивительная причёска, в которой собственные волосы сплетены с высоким, направленным в небо чёрным «пером» и украшены бронзовыми заколками в форме мифических зверей. На нарядную принцессу можно посмотреть – вот она сидит у входа, как раз на высоте любопытных детских глаз, а рядом с ней стоит лошадь в натуральную величину; на упряжи и седле её подвешены деревянные и войлочные украшения, такие же, как были на лошадях, ритуально погребенных в том же срубе. Восхитительны простота и красота дизайна украшений причёсок, оружия и одежды, созданного тысячелетия назад. Базовый элемент рисунка татуировок, нанесённых на тела мумий – таинственный зверь с телом оленя и клювом грифона, стал логотипом музея археологии и этнографии. В чём же секрет непрекращающейся моды на древние этнические мотивы? Быть может в их внутренней гармонии, известной нашим самым дальним предкам, и всё реже ощущаемой нами?
Мы обещали себе ничему слишком сильно не удивляться – но это, кажется, невозможно. Приобщение к материальным свидетельствам минувших веков и тысячелетий – это удивительный жизненный опыт, после которого по-новому смотришь на мир вокруг. Сотрудники музея истории архитектуры Сибири благодарят коллег за предоставленную возможность прикоснуться к интереснейшей области исторического знания.
Бушма Дарья
Адрес музея истории культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии СО РАН: г. Новосибирск, ул. Золотодолинская, д. 4 (Академгородок).