19 февраля в Центральном выставочном зале Вологодской областной картинной галереи открылась выставка живописи и графики народного художника России, действительного члена Российской академии художеств, профессора Дмитрия Жилинского, одного из наиболее ярких и своеобразных деятелей искусства современности. В экспозиции представлены работы из мастерской художника, а также из фондов Международной конфедерации союзов художников и коллекции музея «Арбат-Престиж» в Москве.
Дмитрий Жилинский родился 25 мая 1927 года в селе Волковка близ Сочи (с 1944 года постоянно живет в Москве). Семья Жилинских всегда была тесно связана с прогрессивной московской и петербургской интеллигенцией. Поэтому еще в свои детские и отроческие годы Жилинский был связан с кругом людей широких художественных интересов и впитал в себя высокие духовные заветы искусства как миссии творения красоты. С 1946 по 1951 годы он учился на живописном факультете в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова. Его учителями были классики русского искусства П. Д. Корин, Н. М. Чернышев, А. М. Грицай. С 1952 по 1973 год преподавал рисунок в своем родном институте (одним из его учеников был вологодский художник В. Н. Корбаков). Творческое становление Жилинского отмечено наградами и званиями: 1980 - член-корреспондент Академии художеств СССР; 1985 - лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина; 1987 - народный художник России; 1988 - действительный член Российской академии художеств; 1999 - лауреат Государственной премии России.
Д. Д. Жилинский всегда был хорошим учеником. Помимо невероятного трудолюбия, постоянной погруженности в профессию, он внимательно слушал, что говорят окружающие его художники, и пробовал приложить их уроки на практике. Жилинский учился не только у своих старших современников. Не ограничиваясь институтской программой истории искусства, он с первого курса изучает классиков русской и западной живописи. Сначала его особое внимание привлекли В. И. Суриков, В. А. Серов и И. Е. Репин; на третьем курсе он увлекся Микеланджело Буонарроти и А. А. Ивановым. Необходимо отметить, что в ранних работах Жилинского очень сильно заметно влияние живописных принципов его учителя П. Д. Корина. Для этого времени типична объемная лепка персонажей и сочное натурное письмо. Однако в начале 60-х годов живописная манера Жилинского резко меняется. Он находит свою манеру, в которой объемный принцип переходит в плоскостной, со слегка намеченной объемностью. Колорит становится звучно локальным. Новые приемы составили эффект живописи Жилинского, который художник пронес через все свое творчество. Он стал узнаваем. В этот период он еще глубже погружается в изучение классического искусства. Этому немало способствовали поездки за границу. В 1961, а затем 1966 году и позднее он совершает поездки в Италию, где его внимание приковывают творения художников сначала Высокого, а затем и Раннего Возрождения (характерно, что навсегда излюбленной техникой Жилинского становится темпера, которой пользовались мастера Возрождения). Искусство прошлого, в том числе немецких романтиков начала ХIХ века, служит для Жилинского ориентиром и высоким примером мышления красотой. Жилинскому-художнику присуща пристальная, музейная манера, приверженность образцам классического искусства, многослойность содержания, обращение к символике и аллегориям.
Жилинский много работает над портретами представителей русской интеллигенции: среди его героев музыкант С. Т. Рихтер, художники В. А. Фаворский, Н. М. Чернышев, И. С. Ефимов, писатели и композиторы. Все в его характере соответствует этой задаче - серьезное, вдумчивое отношение к натуре, умение найти в каждой модели свои, особенные черты. Уже в ранних работах очень четко проявляется кредо Жилинского: неприкосновенность личности. Духовная жизнь модели закрыта от глаз любопытствующих. Мягко, незаметно, но настойчиво подводит нас художник к мысли об одиночестве человека в мире. Во многом искусство Жилинского основывается на эффектах умолчания, погружения в себя, покоя, раздумья, поэтому в его картинах никогда нет суеты. Жизнь застывает в одном моменте, но момент этот настолько значительный, что начинаешь искать истинные причины задумчивости персонажей, углубленности во что-то важное, требующее размышлений. Стало очевидно, что впервые в отечественном искусстве послевоенного периода появился мастер, сумевший переложить высокий стиль европейского Ренессанса и древнерусской иконописи на язык современности.
Жилинский всю жизнь занимается рисунком. По большей части это натурные работы или подготовительные рисунки к живописным произведениям. В натурных работах он избирает трудные, необычные ракурсы, постоянно тренируя глаз и руку. Его рисунки могут встать в один ряд с работами классической академической школы. Самый придирчивый взгляд не обнаружит в них ни одной погрешности против правды. Жилинский-рисовальщик дорожит формой, жизнью, интригой всякого предмета на бумаге не менее, чем изображением человека.
На выставке в Вологде представлено более 70 произведений художника. Среди них - живописные произведения (картины, портреты, автопортреты, пейзажи и натюрморты), а также графические натурные работы и рисунки. Большое внимание зрителя привлекут автопортреты художника («Человек с убитой собакой» (1975), «Автопортрет: «Мама, мне тоже 80» (2007), портреты его близких и друзей. Библейская тема, к которой художник Жилинский пришел в начале ХХ века, представлена несколькими произведениями: «Тайная вечеря» (1997), «Ангел летит» (2004), «Осмеяние Ноя» (2007 - 2009). Среди пейзажных работ можно особо отметить произведения, посвященные его малой родине («Уч-Дере. Кипарисы» (1982), «Небо над Сочи» (2007), а также пейзажи, написанные во время творческих поездок. Многочисленные натюрморты, в которых безукоризненная точная прорисовка формы сочетается с яркой декоративностью, бесспорнно являются украшением выставки. Выставка произведений Д. Д. Жилинского в Вологде - уже не первая экспозиция, которая организуется Вологодской областной картинной галереей в рамках творческого сотрудничества с Российской академией художеств. Все прошедшие выставки (З. К. Церетели, Т. Г. Назаренко, И. С. Глазунова) знакомили вологжан с творчеством признанных мастеров изобразительного искусства нашего времени. Очередная академическая выставка дает вологжанам уникальную возможность познакомиться с творчеством одного из самых неординарных и заметных живописцев современности, не только нашедшего свой индивидуальный творческий стиль, но и решительным образом вписавшего свое имя в историю развития национального изобразительного искусства.