Вопрос передачи церковных ценностей РПЦ сегодня является одним из самых обсуждаемых. Дебаты ведутся на страницах периодической печати, телевидении, на многочисленных Интернет-форумах… Судя по всему, нынешний год обещает войти в историю под именем «революционно-реституционный».
В воздухе всё сильнее пахнет порохом. Страсти кипят по обе стороны баррикад. Ситуация, не сдерживаемая законом, вот-вот примет воинствующий характер. И если «раскулачиваемые» музейщики ещё держатся по возможности достойно, представители Церкви не стесняются в выборе слов.
Именно об этом «горестные заметы» генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника, человека, посвятившего музейному делу 50 лет, легенды отечественной культуры, лауреата Государственных премий и премии Президента РФ, Почётного гражданина Владимирской области, кавалера ордена Русской Православной Церкви Святой Равноапостольной Ольги III степени и медали Святого Даниила Московского – Алисы Ивановны Аксёновой.
Близится Великий пост, а людей обуревают страсти. Страсти гордыни, лукавства, агрессии… Особенно страшно, когда им бывают подвержены те, кто должен являть образец истинно христианского поведения. Прежде всего я говорю о священниках. Не случайно в преддверии первой годовщины Патриаршей интронизации Предстоятель Русской Православной Церкви Кирилл в своём интервью корреспонденту канала «Россия» сказал: «Священник должен постоянно контролировать свои слова и даже свои мысли». Только тогда, по словам Патриарха, можно избежать ошибок в поведении, только так – в молитве и пристальном вглядывании в самого себя – можно научиться «строить отношения с людьми, думать, что говорить и чего не говорить».
К сожалению, такое происходит не всегда. А последний случай меня просто возмутил! Об этом я и собираюсь вам рассказать.
В последних числах января Владимир посетил Председатель Синодального отдела Московской Патриархии по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями, проректор Православного Свято-Тихоновского Богословского института, декан факультета православной культуры Академии ракетных войск Российской Федерации протоиерей Дмитрий Смирнов. В беседе с ведущим программы «Служители» на ТВЦ-Владимир высокий гость заявил, что благородной целью его приезда было почтить память отца Дмитрия (Крылова) – первого после 1944 года настоятеля Владимирского кафедрального Успенского собора.
Однако уважаемый протоиерей выбрал для этой цели странный и, прямо скажем, не делающий ему чести способ. Предполагаемое в таких случаях смиренное возглашение «вечной памяти» достойному человеку превратилось в устах Дмитрия Смирнова в гневное проклятие безбожных властей, реставраторов-рвачей и «жуликов»-музейщиков. «Пламенный оратор» со всей своей необузданной страстью обрушился на академика И.Э. Грабаря: последний якобы перехватил у отца Дмитрия (Крылова) лавры славы в деле спасения художественных шедевров Андрея Рублёва. Сделав первое «сенсационное» заявление, протоиерей перешёл к следующему: пришедшие после Октябрьской революции новые хранители культурных ценностей отдали владимирский Успенский собор под склад зерна, «благодаря чему был уничтожен нижний пояс фресок Андрея Рублёва». Аргумент убийственный, только вот дело в том, что Успенский собор никогда не был зернохранилищем, и это подтверждают документы. Протоиерей, что называется, слышал звон, да не знает, где он.
Хотя сам московский батюшка вряд ли сомневается в своей эрудиции. Ведь объявляет же он многомиллионной аудитории (ГТРК «Культура», передача «Тем временем» от 8.02.2010), что является «человеком достаточно просвещённым». Потому на полном основании устраивает владимирцам своеобразный «ликбез», развенчивая их «местечковые» идеалы.
Не хочется цитировать дальше перлы столичного «эрудита», дабы не тиражировать его хамские пассажи. Но нужно к месту вспомнить, что ещё великий русский историк В.Н. Татищев порицал местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского за то, что в книге «Камень веры» он недостойно своего высокого чина «неприличные и злобные брани употреблял». Грубость никого не украшает, но вдвойне прискорбна она в устах служителей культа, призванных своим примером воспитывать в народе высокую духовность.
Наконец, расправившись с академиками, реставраторами, работниками музеев, протоиерей вспомнил о владимирских Золотых воротах. Но как вспомнил? Может быть, порадовался, что в уникальном памятнике древнерусского оборонного зодчества развёрнуты экспозиции, повествующие о героических страницах нашей военно-патриотической летописи: защите города от нашествия монголов, о выдающихся военных деятелях – Суворове, Багратионе, о героях, покрывших себя неувядаемой славой в годы Великой Отечественной войны? Ведь Председателю Синодального отдела Московской Патриархии по взаимодействию с Вооружёнными силами, наверное, небезынтересно это знать.
Оказывается, ничуть не бывало. Вот его слова об одном из ключевых экспонатов военно-исторической экспозиции – диораме, посвящённой обороне Владимира в 1237 году: «Вам нужна диорама – к себе домой, или стройте новое помещение!». Протоиерей призывает к изъятию Золотых ворот из сферы культуры: «Активнее надо действовать! Приходите и служите!» Что ж, его интерес понятен…
Золотые ворота во Владимире – символ и слава города, его визитная карточка, всемирно известный памятник военно-оборонительного зодчества. Это о. Дмитрий хорошо знает. Правда сомневаюсь, что он побывал там лично – поднялся по крутой лестнице из 64 ступенек в надвратную Ризоположенскую церковь, осмотрел экспозицию, хоть сколько-нибудь изучил вопрос о рациональности использования данного помещения для богослужений (ведь не случайно же эта церковь никогда не была самостоятельным приходским храмом, богослужение за восемь столетий велось здесь эпизодически). Однако батюшка чётко следовал установке: надо брать – а там разберёмся! Потому и скомандовал рядом стоящему о. Сергию (Фестинатову): «Приходите и служите!»
Простите, это как? Необдуманно, сплеча – рубить по живому? По тем, кто спасал памятник, по музейщикам, которые воспитывают в людях нравственность, чувство патриотизма. И как показывает практика, делают это удачно. Не случайно же Золотые ворота посещает 100 тысяч туристов в год. Причём 40 тысяч из них – дети, наше подрастающее поколение. А если откроется там храм, сколько будет там прихожан? В лучшем случае – десяток самых проворных, кто сумеет взобраться вверх по лестнице…
А что за грубые призывы вламываться в чужой дом? Мы пока живём в правовом обществе, где законом защищены права граждан, основы конституционного строя. Золотые ворота – государственная собственность. Государство доверило музею своё имущество. Золотые ворота находятся в оперативном управлении музея-заповедника, который обеспечивает его сохранность – как от пагубного влияния времени, так и от вторжения непрошеных гостей. А если кому захочется устроить там службу или пикник – придётся близко познакомиться с милицией.
К тому же, согласно Федеральному закону любые публичные экстремистские призывы, деяния, совершённые с использованием СМИ, наказываются штрафами, лишением свободы (до пяти лет) с наложением запрета на право занимать определённые должности.
Мне не раз приходилось обсуждать тему использования Золотых ворот с нашим Владыкой, архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. Кажется, он понимает, что мало смысла в подобном действии – устроить храм там, где вряд ли получится создать приход (восьмивековая история Золотых ворот это подтверждает).
Золотые ворота – это всё-таки не церковь, но прежде всего, памятник военно-оборонительного зодчества: триумфальная арка, парадный въезд в город для добрых гостей и каменный страж Владимира от неприятелей. Именно такой была предначертана судьба для Золотых ворот владимирским князем и русским Святым Андреем Боголюбским!
Сейчас, когда пишется это письмо, я благодарю Господа, что нашу епархию возглавляет человек мудрый, дальновидный, высоко духовный. Что наши взаимоотношения являются в полном смысле этого слова – «сотовариществом»: в своё время музей добровольно передал епархии 18 храмов, некоторые памятники находятся в совместном использовании, мы проводим общие праздники, конференции… Когда есть вопросы – их решаем сообща. Работаем без обид, без кукиша в кармане. И это, я считаю, правильно, когда в стране устраивается очередная «революция». В чьих-то интересах создаётся конфликт на пустом месте, стравливаются те, кто никогда не противостоял друг другу, – музейщики и служители церкви. И звучат призывы «громить безбожников!» (о. Дмитрий Смирнов, ГТРК «Культура», передача «Тем временем» от 8.02.2010). Кстати, там же он признаётся, что если за это на него заведут дело – сочтёт за честь.
Кстати, интересно: на каком основании в России, где Конституцией защищена свобода совести и вероисповедания, «Великий Инквизитор» Дмитрий Смирнов собирается устраивать «охоту на ведьм»? Устроить драчку – не трудно. Только в огне и дыму вряд ли можно будет разобрать: кто свой – кто чужой, кто верит истово – а кто только ещё ищет дорогу в храм. Сколько же, наконец, нам нужно преподать исторических уроков, чтобы стало ясно: «Только свет Христов просвещает всех!» Свет любви – но не агрессия! И такие примеры истинно христианского поведения в истории есть. Что может сравниться по величию и благородству с просьбой Елизаветы Фёдоровны о прощении террориста Каляева, убившего её мужа?
Пусть останутся на совести о. Дмитрия Смирнова экстремистские призывы, и грязное словечко, брошенное в наш адрес, – «жулики»… Нам не в чем оправдываться. Наоборот! Мы горды тем, что занимаемся музейным делом, что в то время, когда на русской земле воинствовали атеисты, именно мы, музейщики, спасали от гибели книги, иконы, храмы – саму русскую душу.
Ведь если разобраться – нам делить нечего. Музей и церковь делают общее дело: «сеют разумное, доброе, вечное». Каждый по-своему, но цель – одна!
Я верю, что между нами не встанут понятия – «имущество», «собственность». Мы служим Святыням, и потому не быть вражде между музеем и церковью!
P.S. Как говорят врачи: болезнь легче предупредить, чем вылечить. Преследование Церкви, равно как преследование именем Церкви и от имени Церкви – хвори родственные. Их надо распознавать задолго до появления первых симптомов.
Пока не наломали дров, пока не утрачена наработанная десятилетиями чёткая система охраны памятников истории и искусства, нужно искать любые возможности диалога между музеями и церковью – культурного, взаимоуважительного, продуктивного.
Очень надеюсь получить ответ на своё письмо от иерархов Церкви, их мудрое и твёрдое слово.
Благословите!