НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Путешествие в мир икон

c 10 по 17 февраля 2010Ярославская область
Ярославль. Икона Сретение.
Встречу проводит искусствовед В.В.Горшкова
Путешествие в мир икон
Искусствовед В.В.Горшкова.
Н.К.Рерих, всемирно известный художник, ученый, путешественник, общественный деятель, объясняя уникальность древнерусского искусства, писал в начале XX века: «Даже всего десять лет назад, когда я без конца твердил о красоте, о значительности наших старых икон, многие даже культурные люди ещё не понимали меня и смотрели на мои слова, как на археологическую причуду. (...) Слава Богу, слепота прошла: иконы собирают; из-под грязи возжигают чудные, светоносные краски... Наконец мы прозрели; из наших подспудных кладов добыли ещё чудное сокровище».

В наши дни искусство иконописи привлекает внимание и вызывает неизменное восхищение у многих. 7 февраля 2010 г. в рамках совместного проекта «Путешествие в страну Культуры» Музея истории города Ярославля и Ярославского Рериховского общества «Орион» состоялось интересное мероприятие из цикла «Мир иконописи». Научный сотрудник Ярославского Художественного музея Виктория Викторовна Горшкова на примере замечательного собрания икон Митрополичьих Палат рассказала посетителям об иконографии известных христианских праздников – Рождества, Сретения, Благовещения и Пасхи.

Памятники ярославского древнерусского искусства XVI-XVII веков, связанные с этими праздниками, представляют особый интерес, т.к. отражают дух того переломного времени. Виктория Викторовна обратила внимание слушателей на некоторую схожесть XVII века и нынешнего. Это был век активного строительства и информационного прорыва. В Ярославле в этом веке за 50 лет было построено 50 храмов. Причем, возводили храмы в основном на средства небогатых прихожан, строили их в мире и согласии, видя в этом общее благое дело, потому и доводили его до успешного завершения. Еще одна яркая особенность XVII века – люди много читали, жадно впитывали книжную мудрость и много знали. Отсюда такая информативная наполненность икон XVII века. К иконописному искусству того времени часто применяют термин «обмирщение», говоря о том, что оно становится ближе к миру. Но с этим можно и подискутировать. Искусство не стало мирским, оно стало более эмоциональным, взволнованным и сохранило высокое религиозное чувство. Иконописцы стремились воздействовать на восприятие человеком событий христианской истории, заставить его сопереживать им. И это удавалось!

Ярославская икона Рождества XVII века не просто отражает евангельский сюжет, она представляет собой сложную, закрученную в мощный водоворот композицию. Здесь и момент рождения Христа, и пастухи с Ангелом, принесшим чудесную весть, и волхвы, идущие за звездой – все в движении. И это оправдано: родился Спаситель – мир преобразился. Русское искусство очень подвижно. Пришедшая к нам из Византии иконография на протяжении веков активно развивалась нашими мастерами, и это хорошо заметно по иконе Рождества. Из западно-европейского искусства русские иконописцы заимствовали, например, измененный образ пещеры, в которой родился Христос. На иконе это просто удаленное, заброшенное место. А кони волхвов – словно сивки-бурки из русских сказок. Необычность этой иконе придает также эпизод, который ранее не использовался в иконографии – избиение младенцев в Вифлееме по приказу царя Ирода. Представлена эта картина очень трепетно, с большим сопереживанием. Иконописцу удалось убедительно передать скорбь и страдание матерей. Неудивительно, что эта икона не может не взволновать чуткого зрителя. Она побуждает заново пережить чудесные события христианской истории, представляя их при этом не в виде плавного, размеренного рассказа, а экспрессивно, эмоционально, воздействуя поверх слов.

Следующая икона, о которой рассказала зрителям искусствовед, связана с праздником Сретения, отмечаемым 15 февраля. Сретение символически знаменует встречу Ветхого и Нового заветов, поэтому в центральной части иконы изображен эпизод встречи старца Симеона с Марией и Иосифом, принесшими в храм младенца Христа. В нижних клеймах иконы представлены сцены, связанные с Симеоном: он переводит Библию на греческий язык и видит Ангела, предсказывающего ему встречу с новорожденным Спасителем. В праздник Сретения в христианских храмах поется очень красивая молитва старца Симеона «И ныне отпущаеши…». Пророчество сбылось, говорится в ней, я видел Христа, я убедился и теперь могу уйти. Это песнопение потрясающе исполнял в свое время Федр Шаляпин, вложив в него всю широкую, взволнованную душу русского человека. Верхние клейма иконы посвящены богоматери. Иконописец создал очень трогательный, волнующий образ. Показанные рядом падающие языческие идолы говорят о приходе нового времени – христианства. Внизу иконы мы видим символическое изображение ада в виде раскрытой звериной пасти, в которой томятся и праведники в белых одеждах. Но благодаря рождению Христа они будут спасены, именно поэтому младенец на руках старца Симеона из центра иконы направляет в сторону ада длинную трость как надежду на спасение. Так икона Сретения, соединяя в своей многоплановости прошлое и будущее, не только вызывает в воображении известные исторические события, но и побуждает к размышлению. Исторический масштаб образов этой иконы, созвучность переживаниям праздника определяют ее большую ценность, тем более, что таких подробных икон Сретения в мире известно совсем немного.

Ярославская икона Благовещения XVI века тоже имеет очень интересные моменты. Во-первых, это необычный образ Девы Марии, которой Архангел Гавриил приносит благую весть о чудесном рождении Христа. Дева изображена сидячей, но несмотря на это ее изображение представлено очень динамично, в развороте. И рука, обращенная к божьему вестнику, открыта ладонью вверх, что означает «слышу». В ее позе чувствуется одновременно царственность и взволнованность. Второй интересный момент – включение в композицию иконы архитектуры. Стены со сложным геометрическим орнаментом, звучность цвета и гармония форм различных строений в верхней части иконы придают основному сюжету особую торжественность и яркость. Глядя на эту икону, кажется, что слышатся праздничные песнопения Благовещения «Радуйся Благодатная… Господь с Тобою». Однако, в знакомом представлении этого события мы неожиданно замечаем загадочный персонаж в нижней части иконы. Девица, одетая в той же цветовой гамме, что и Дева Мария, и тоже с прялкой. Она размещается между Марией и Архангелом, словно выступая посредником между ними, соединяя их. Этот персонаж появился на иконах Благовещения в XVI веке. Апокрифы поясняют: девица – свидетельница чудесного события, которая и рассказала о нем людям. Такое народное начало, отраженное в иконе, тоже говорит о новых иконографических исканиях ярославских мастеров.

И наконец, ярославская икона Пасхи, представленная зрителям, в первую очередь удивила своей легендарной судьбой. Она была неожиданно обретена в 1977 году на чердаке при ремонте Митрополичьих Палат. При реставрации с нее было снято три слоя более поздней живописи: XIX, XVIII и XVII веков, и под ними открылась хорошо сохранившаяся, очень интересная иконография конца XVI столетия. Она представляет собой подробнейший рассказ не только о воскрешении Христа, но и о предшествующих и последующих за ним событиях. Как пояснила зрителям В.В.Горшкова, такая перенасыщенная подробностями иконография потом уйдет, упростится. У иконы нет четкой композиции, она динамично развивается во все стороны. Причем, кроме чуда Воскрешения Христа, мы видим на ней отражение драматической битвы Света и тьмы, ангелов и демонов, несомненно, вызывающее эмоциональный отклик. Интересно изображен на иконе ад. Это некое антропоморфное существо с множеством глаз. На его фоне – Сатана и Иуда. Из раскрытой пасти ада выходят вверх по направлению к Христу праведники, словно притягиваясь невидимым магнитом. Вверху иконы – прекрасный образ Рая и символ Троицы новозаветной.

Путешествие в мир икон дает людям счастливую возможность посмотреть на эти удивительные памятники древнерусского искусства, побуждающие познавать историю христианства и сопереживать ей. И такая неожиданная непохожесть ярославских икон на другие школы оставила в сердцах посетителей этого мероприятия особое впечатление.

www.museum.ru/N39079
Ваше мнение »»

»»Музей истории города Ярославля
Адрес:Ярославская область, г. Ярославль, Волжская набережная, 17
Проезд:Все виды транспорта до остановок "Красная площадь", "Площадь Волкова", "Площадь Богоявления"
Телефоны:(4852) 30-41-75
сайт:mukmig.yaroslavl.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 19.10.2019  x    ?  


Выставка «Дейнека / Самохвалов» в Центральном выставочном зале "Манеж", С.-Петербург

Дни Эрмитажа в Екатеринбурге – 2019. Выставка картины «Сборщики податей» Маринуса ван Роймерсвале

Межмузейный выставочный проект «От Толстого до Толстого. Писатель, мода и стиль»

Проект "Корсаковские среды"

Вечер памяти «Репрессии. Были.»

"Лики Байкала" в Музейном центре "Гамаюн"

Выставка «Военная связь: история и новые вызовы»

Instagram-маска «Садко» от Русского музея

Выставка «Бабушкины сказки для современных детей» в Санкт-Петербургском музее кукол

Первый фестиваль детских музейных маршрутов «Время открытий» в Екатеринбурге

«Ночь искусств» в Музее имени Андрея Рублева

Выставка "Путь к славе" в Ярославле

Передача в дар музею политической истории России фотографий из серии "СССР 1970"

Галерея Солянка расширяет спектр видов искусства

Выставка "Красота по-советски" в Ярославле

Французская живопись и скульптура XIX века из собрания Эрмитажа в центре «Эрмитаж-Выборг»

Ноябрь 2019 в Дарвиновском музее

«Радость для всех чувств». Западноевропейский натюрморт XVI-XIX веков из собрания Эрмитажа

Выставка Teatr.Rus в «Новом Манеже»

Эрмитаж в Калининграде. Выставка "Александр I и Наполеон. Встреча на Немане"

"Портрет" Театрального музея - премьера аудио-спектакля

Шедевры мастеров Парижской школы на выставке в Челябинске

В Якутском музее открылась выставка, посвященная 380-летию города Зашиверск

Концерты в Музее Сидура. Октябрь

Выставка «Мир Калашникова. К 100-летию выдающегося конструктора-оружейника»

В рамках программы «Классики российской фотографии». Борис Игнатович

Выставка «В глянце белого фарфора» в Краеведческом музее Копейска

Сказание о земле Хангаласской

Японские монеты XVII века пополнили коллекцию Сахалинского краеведческого музея

Ко дню памяти жертв политических репрессий. Программа Музея Анны Ахматовой


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru