Продолжая свой традиционный цикл, знакомящий с мастерами «неактуального» искусства, Государственный Литературный музей показывает персональную выставку московского живописца Елены Колат. Ретроспектива приурочена к 70-летию художницы, сочетающей высокий профессионализм с умением найти собственную интонацию в разговоре о сегодняшней жизни.
Москвичка Елена Владимировна Колат (род. 1940) давно известна как талантливый кукольник, владеющий крайне сложной технологией. Секреты создания мимирующих кукол ей передала легендарная Екатерина Терентьевна Беклешова (1898–1977), реформатор отечественного кукольного искусства. Много лет Е.Колат, член Московского отделения Союза художников СССР, затем России (секция театра и кино), работала в Центральном театре кукол С.В. Образцова, сотрудничала с известной артисткой эстрады Мартой Цифринович, показывала авторские куклы на разнообразных выставках. Прообразами ее произведений становились персонажи пушкинских сказок и гоголевского «Ревизора», знаменитые российские артисты.
Однако в разгар карьеры кукольника Е.Колат обратилась к новому для себя виду творчества – станковой живописи, которой и посвящена нынешняя выставка. В составе экспозиции около 30 работ, созданных на протяжении двадцати с лишним лет, начиная с 1987 года, когда их автор вступила на поприще живописца. Ее наставниками в изобразительном искусстве стали последователи знаменитого живописца Александра Васильевича Шевченко (1883–1948) – выпускник ВХУТЕИНа, один из создателей общества 1920-х годов «Цех живописцев» Валерий Всеволодович Каптерев (1900–1981), а также Татьяна Александровна Шевченко (1911–1997). Однако их ученице удалось найти свою, глубоко индивидуальную линию и в тематике, и в стилистике картин, отражающих разнообразные жизненные впечатления.
Художница предпочитает работать живописными циклами, фрагменты которых включены в экспозицию. Излюбленные темы Е.Колат, приверженной интеллектуально изощренной, «высокой» классической культуре, – «Античность», Города и сады», «Время и лица», «Ностальгия». Другой пласт творчества мастера связан с ироничным, смеховым осмыслением действительности, порой на грани лубка и стилизации а-ля примитив: таковы «Веселые Нюшки», «Наша провинция», «Цирк». В них живописная манера становится более динамичной, экспрессивной, игриво-раскованной, колорит приобретает дополнительную яркость и энергетику. Столь значимая в русском искусстве и литературе тема «маленького человека» отчетливо звучит в серии «Праздники и чудаки», где с мягко лирической интонацией художница объединила чуть странных, трагикомичных, часто одиноких, но упорно противостоящих греху уныния персонажей своего собственного живописного «театра». Созданные на стыке бытового и портретного жанра холсты «Богоявление, или Портрет Маши Кузнецовой» (1996), «Автостанция в Макарьеве» (1998), «Хлеб привезли» (2001) передают стремление художницы выработать особую систему изображения, в которой нет места высокопарности и ложному пафосу. Вместе с тем в них всегда присутствует свежесть натурных впечатлений и искренность чувства, а «приземленный» сюжет естественно перерастает в поэзию повседневности.
Хотя на выставке главенствует живопись, ретроспектива позволит оценить разные грани дарования Е.Колат. На вернисаже, превращенном в театрализованное действо, художница покажет несколько «фирменных» кукол. В выставочный зал «Дом Остроухова», еще с конца 19 века известный как интереснейшая арт-площадка, прибудут персонажи с различным характером. Помимо авторской руки они объединены «лица необщим выраженьем»: это кандидат околовсяческих наук Венера Михайловна Пустомелева, дворник Степанов, он же – дядя Вася из группы «На троих», Цыганка, готовая погадать посетителям, если ей позолотят ручку. Если же говорить о мягкомимирующих куклах всерьез, для их создания нужно быть одновременно и скульптором-портретистом, и швеей, и аниматором. В умелых руках такие высокохудожественные «игрушки» способны открывать глаза и рот, поднимать брови, шевелить руками, то есть производить впечатление ожившей фигуры.
Произведения Е.Колат с успехом демонстрировались в Москве и других городах России, а также на Западе, в том числе в Париже и Нью-Йорке. Сегодня ее картины и авторские куклы хранятся в Государственном музее А.С.Пушкина (Москва), Томском художественном музее, музее города Бангор (Уэльс), а также в частных собраниях России, Великобритании, Израиля, Канады, США, Франции, Швейцарии.
Вернисаж 12 февраля в 18.30