Экспозиция "Фабрики, заводы" была задумана как часть программы к 5-летнему юбилею Центра творческих индустрий "ПRОЕКТ_FАБRИКА", считающегося сегодня одной из ведущих выставочных площадок современного искусства в Москве. Главная тема этой выставки была подсказана самой случившейся метаморфозой: "Фабрика" была фабрикой, а превратилась в один из важнейших культурных центров города, т.е. ее основная деятельность переместилась из области материального (производство) в область интеллектуальную.
Можно сказать, что данный процесс обратен традиционному представлению о создании произведения в концептуализме, где первична идея, а материальное воплощение лишь следует за ней. Может быть, поэтому тема индустрии - одна из самых непопулярных в этом художественном направлении. Единственное произведение в коллекции МАНИ (Московского архива нового искусства), соответствующее событию, - картина "Фабрики, заводы" Юрия Лейдермана. Поэтому уже изначально проект замышлялся как мини-монография, посвященная этой работе.
Продолжив игру, начатую на выставке "Интерпретация объекта в Московской концептуальной школе", мы решили предложить зрителю "иной" взгляд на хорошо известную картину, которая предстает теперь в сложном историко-культурном контексте.
Традиционным инструментом искусствоведческого исследования, бесспорно, является обращение к "условиям" создания того или иного произведения, поиск аналогий в творчестве художника. Не стал исключением и данный проект. Избранные работы Юрия Лейдермана конца 1980-х годов, представленные на выставке, демонстрируют отчетливый интерес к теме "схематизации абсурда и абсурдности схемы", которую сам Лейдерман определяет как центральный мотив "Фабрик, заводов". Отдельным сюжетом, по мысли кураторов, является книга Ю.Лейдермана "Поля орошения" (1988), опубликованная В.Захаровым в журнале "Пастор" №8 (2001) - работа хронологически, топографически и идеологически совпадающая с центральным произведением проекта. Вообще, при ближайшем рассмотрении, тема, затронутая Лейдерманом в полотне "Фабрики, заводы" может быть названа сквозной для всего его творчества. Неслучайно автор вернется к мотиву "Фабрик, заводов" спустя почти 18 лет в рамках большого проекта "Геопоэтика" и выполнит на основе этого произведения инсталляцию "Греки сидят в начале скамьи. Их сила падает"(2005). Проблеме "абсурдной схематизации" будет посвящена и целая серия кураторских проектов (2000–2001гг.) Ю.Лейдермана, осуществленная им совместно с В.Фишкиным в "Хотелите" (мобильной жилой ячейке, превращенной в экспозиционное пространство).
Использовав подсказанную кураторской практикой Ю.Лейдермана идею, организаторы выставки сделали собственную попытку представить "схематический хребет", а точнее "индустриальный остов" московского концептуального искусства эпохи конца 1980-х годов. Представленные в экспозиции уникальные материалы из частных коллекций и собраний авторов, показывают сколь широким и многогранным оказалось обращение к "технической" и научной эстетике в московском концептуализме тех лет. "Ностальгия по серьезному, настоящему" (а именно такой "взрослой" темой воспринималась в 1980-е различного рода научно-промышленная эмблематика) и тонкая ирония по отношению к ее излишней строгости оказывается необычайно актуальной для искусства этого периода. Совмещение нескольких тем и различных взглядов на проблему позволило придать проекту полемический характер, заставляющий задуматься о смене общественной парадигмы в новой постиндустриальной, информационной эпохе.