С 3 февраля в выставочном зале Ульяновского областного художественного музея работает выставка «Мистерия Мао. Фарфор. Китай. Культурная революция» из частной коллекции М.В. Баржановой. Собран широкий круг памятников декоративно-прикладного искусства, который знакомит нас со стилем «культурной революции». Уникальное собрание насчитывает более 300 предметов, на выставке представлено около 70 произведений. Все они выполнены вручную, и поэтому неповторимы. Коллекция собиралась 30 лет и впервые представлена в России.
Фарфор. Белоснежный, тонкий, хрупкий, мелодичный… Когда-то он ценился наравне с золотом, ему приписывали магические свойства, а выдача «китайского секрета» - каралась смертью. Удивительные по красоте и изяществу китайские изделия привозились в Европу и являлись главным украшением дворцовых интерьеров. Войны и революции не смогли уничтожить многовековое искусство фарфора. Даже в первые годы Китайской республики оно продолжало развиваться.
Десятилетний период(1966 – 1976 гг.), полный хаоса и смятения, стал особым периодом в истории китайского фарфора. «Культурная революция» боролась с культурой и традиционный фарфор, несмотря на его бесспорное мировое значение, был объявлен «феодальным, капиталистическим и ревизионистским». Новая политика вынуждала искусство включаться в идеологический процесс, и произведения были призваны прославить величие и дух «культурной революции». Так древнее искусство фарфора стало заложником политики.
Все представленные на выставке фарфоровые предметы изготовлены в Цзиньдэчжене – всемирно известном центре производства фарфора. Здесь всегда работали самые лучшие мастера, и выполненные ими изделия неизменно отличались высочайшим качеством. В годы «культурной революции» наибольшей известностью пользовались художники Чжан Вэньчжао и У Канн, на выставке представлены работы этих мастеров. Особенное внимание в экспозиции привлекает серия расписных фарфоровых панно, в которых ярко отразились стремления новой эпохи. В коллекции много предметов малых форм – чаш, блюд, чайников и кружек. Все они предназначались для ЦК КПК, комитетов партии провинциальных центров и канцелярии Мао Цзедуна. Такие изделия выпускались очень небольшими партиями и попадали преимущественно в дома привилегированных особ и, чрезвычайно редко – на выставки.
Простые, отработанные формы, как и само содержание композиций, соответствовали пропагандистскому идеалу, отступать от которого было крайне опасно. Пропаганда и агитация ни на минуту не оставляли человека - в том числе, и на предметах домашнего обихода. Многовековое искусство фарфора не могло исчезнуть. Даже под давлением идеологических догматов мастера стремились овладевать новыми приемами, совершенствовать формы, предлагать интересные композиционные решения.
На формирование стиля несомненно глубокое влияние оказало искусство первых лет советской власти в России, «социалистического реализма». При этом китайский фарфор «культурной революции» - абсолютно самостоятельное, неординарное явление и сейчас воспринимается уже не только как проявление идеологии, «сгусток истории», но и как своеобразное явление искусства. Тем интереснее представленная экспозиция, которая дает возможность знакомства с закрытой ранее страницей китайской культуры и представляет возможность на эмоциональном уровне проникнуть в то непростое время. Значение многих замечательных произведений, созданных в те годы, можно осознать лишь теперь, по прошествии времени.