НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Владимир Ильющенко. Графика.

c 16 декабря 2009 по 18 апреля 2010Москва
Крым. Строения. Бумага, акварель. 1983 г.
Человек в красном. Цветной офорт. 1977 г
Выставка графического наследия Владимира Ильющенко в Государственной Третьяковской галерее – дань памяти ушедшему художнику. Камерная ретроспектива охватывает все значимые периоды творчества неординарного мастера поколения рубежа 1960–1970-х. Среди двух десятков работ из коллекции музея и собрания семьи художника – уникальные цветные офорты-монопринты, натурные рисунки из Поленово и его окрестностей, акварели 80-х и абстрактные работы позднего периода «нулевых».

Владимир Иванович Ильющенко родился в 1936 году на востоке Украины в поселке Константиновка в семье потомственных столяров-краснодеревщиков. Его первые художественные впечатления связаны с цветными фантастическими птицами на белой стенке печи, которые каждый год наводила бабушка. В четырнадцать лет с легкостью поступил в Днепропетровское художественное училище.

Профессиональное становление Владимира Ильющенко пришлось на эпоху важных перемен в отечественном искусстве: учеба в столичном Суриковском институте на курсе Александра Дейнеки (1958–1964) совпала с периодом оттепели. Эти годы стали для него, как и для многих других, временем открытия европейского модернизма (Сезанн, Матисс, Брак, Моранди) и русского авангарда (Малевич), увлечения древнерусским искусством.

В.Ильющенко – человек из плеяды мастеров конца шестидесятых – семидесятых, когда сдавал свои позиции социалистический реализм и стало возможным разнообразие авторских стилистических манер. Этому поколению принадлежат Лион и Злотников, Янкилевский и Турецкий, Кудряшов и Немухин, Дик и Колтунов, Жилинская и многие другие.

Сам художник определял свой стиль как "супрематический реализм". В его творчестве важное место занимают беспредметные произведения, но одновременно В.Ильющенко неразрывно связан с натурой. В его работах, даже беспредметных, нет сухости и ощущения схематизма – в них свежесть образа, живое дыхание непосредственно увиденного и человеческие эмоции.

Огромное место в его художественном сознании занимает переживание природы – нюансов ее состояния, ее красок, света, теней и солнечных пятен. Именно в пейзажах раскрылся его дар колориста. На пейзажных работах с чередованием плоскостей света и тени легко понять, как шел процесс обобщения цветовых пятен и выстраивания их в стройную систему пространственных планов.

Решение важнейшей для этого художника проблемы – построения цветом предметно-пространственных соотношений – неожиданно сближает камерный жанр натюрморта с пространственностью городских пейзажей. Небольшие композиции из нескольких сосудов обретают порой монументальность крупных архитектурных сооружений.

В.Ильющенко – не художник отдельных шедевров, но мастер, чье творчество ценно своей цельностью и последовательностью. Оно не основывается исключительно на впечатлениях, а подчинено работе мысли, постановке пластических задач и их решению. Отсюда – аскетизм в выборе мотивов. Их кажущееся однообразие искупается богатством и разнообразием разработки цвета, композиции пятен, моделировки пространства. Таков мотив сидящего человека, довольно полно представленный на выставке. Несмотря на авторское определение, это не совсем портреты. Индивидуальное начало, делающее изображение портретом, возникает в них не из достоверной фиксации облика, а рождается из нюансов движения кисти, характера линий, тонкости цветовой гаммы.

Зная о колористической одаренности Владимира Ильющенко и об особой любви к цвету, интересно рассматривать сделанные его рукой черно-белые изображения. На выставке представлены небольшие карандашные рисунки интерьеров, в основном комнат знаменитого дома Поленовых. В сопоставлении с крупными декоративными работами они дают представление о широте художественного диапазона мастера.

Творчество Ильющенко, включающее беспредметность как конечный эпизод пластической эволюции искусства ХХ века, содержит в себе современное переживание вековых традиций мировой культуры.

Работы художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, музеях и частных собраниях России, Австрии, Великобритании, Германии, Нидерландов, США, Франции.

www.museum.ru/N38589
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 24.05.2025  x    ?  


Первая и единственная - 230 лет Российской национальной библиотеке

Выставка «Елизавета Кругликова и вокруг» в Третьяковской галерее

День города в Петропавловской крепости

К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. «С небесной книги список дан…»

Май Митурич. К мысу радости

Летний фестиваль-интенсив «Алгоритмы познания» в Центре современного искусства AZ/ART

В поисках нового. Традиция в эпоху перемен

Выставка "Русское узорочье" в Вологодском музее-заповеднике

Литературные встречи в Музее-заповеднике М.А. Шолохова

Ко дню основания Санкт-Петербурга. Фестиваль «Прогулки по Коломне»

Выставка «Шолохов. С любовью к миру, Отечеству, людям»

120-летие со дня рождения М.А. Шолохова

К юбилею Иосифа Бродского: кураторский перформанс и "открытый микрофон" в саду Фонтанного Дома

Арт-фестиваль «О! Пушкин» в музее-заповеднике «Остафьево» – «Русский Парнас»

Эпоха в лицах. Русская гравюра и литография XIX века

Выставка произведений Валерия и Ларисы Блохиных «Живопись» в Музейно-выставочном центре РАХ

"Галерея не лиц, но личностей" - русские писатели в изображении художника Ивана Пархоменко

Сорок пять сорок пятого. Искусство радости

Александр Башлачев. Часовой всех времен

Африка в Музее Востока

Выставка "Дагестан: былинный и земной" в Музее современной истории России

Димитри Зоэллен. 713 жизней Чарли

Выставка «Вернисаж Музея Победы» в Мексике

Евгений Тыкоцкий. Встречи и расставания

В рамках фестиваля «Иное/Наивное». Выставка «Казанский наив»

Глазами Веры

Выставка «Белые формы»

Бестиарий 2025. Ежегодная выставка работ современных художников-анималистов в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru