НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Шевченята восторженно на Шевченко смотрят…»

c 10 декабря 2009 по 24 января 2010Москва
В мастерской А. В. Шевченко во ВХУТЕМАСе. 1920-е
Ростислав Барто, Борис Голополосов, Екатерина Зернова, Валерий Каптерев, Василий Почиталов, Борис Рыбченков, Ольга Соколова, Павел Суриков, Баки Урманче, Сергей Хамкин, Татьяна Шевченко

10 декабря 2009 – 24 января 2010

В заглавие выставки вынесена цитата из рукописного альманаха «Бедлам» (1927), принадлежащая художнику Борису Рыбченкову, участнику прославленной группы «Тринадцать», живописцу и рисовальщику. В 1921 году он твердо решил стать учеником Александра Шевченко: годом раньше, 1 января 1920 года бывший участник «Салона Издебского», выставок «Ослиный хвост» и «Мишень», соавтор манифеста «Цветодинамос и тектонический примитивизм» Шевченко был назначен профессором живописи в столичном ВХУТЕМАСе. «Александр Васильевич обладал замечательным даром ничего не навязывать своим студентам, ничем не мешать их развитию, - вспоминал Рыбченков. – А. В. Шевченко не искал в нас своего зеркального отражения. Тех же, кто пытался ему подражать, сторонился. В каждом из нас видел он, прежде всего, художника, каждого направлял в соответствии с его дарованием и возможностями… Щедро, ненавязчиво одаривал он бесценным артистизмом в ремесле живописца и запасом нравственной прочности, без чего ни художником, ни человеком стать невозможно». Рыбченкову вторит Ольга Соколова: «Самое замечательное в системе преподавания Александра Васильевича было то, что он не навязывал ученикам себя, в то время как у наших соседей, например. Фалька, Кончаловского. выходили маленькие «фальковята» или маленькие «кончаловята», и впоследствии приходилось им еще долго находить самих себя. Шевченко занимался с каждым в его манере, то есть находил в его работе присущие ему особенности и в разрезе этих его качеств вел с ним разговор».

Двенадцать лет посвятил Шевченко педагогической работе во ВХУТЕМАСе–ВХУТЕИНе, причем, шесть лет подряд его избирали деканом живописного факультета, пять лет он заведовал станковым отделением, год – декоративным отделением, пять лет являлся председателем Предметной комиссии, два года – членом Правления ВХУТЕМАСа. Кроме того, в 1920-е годы Шевченко участвовал в работе секции монументального искусства при создании ИНХУКа (Института художественной культуры), а также в работе опытной комиссии по живописно-скульптурно-архитектурному синтезу РАХН (Российской академии художественных наук).

Через мастерскую Шевченко прошли десятки студентов; имена многих из них – Петра Вильямса, например, или Андрея Гончарова – сегодня широко известны, а их произведения составляют «золотой запас» отечественного искусства середины ХХ столетия. Достаточно сказать, что организованное в 1926 году общество «Цех живописцев» состояло в основном из учеников Александра Васильевича. Но кончилось все, разумеется, плохо. В архиве семьи художника сохранились черновики его письма на имя наркома просвещения Бубнова. Незаслуженная травля, увольнения коллег, громогласные обвинения в «разлагающем влиянии» вынудили Шевченко уйти из института. «Мне странно слышать о моем дезорганизующем влиянии на молодежь, в то время, когда произведения и деятельность моих бывших учеников повсюду находят высокую оценку со стороны соответствующих государственных художественных учреждений», - писал художник.

В планах Государственной Третьяковской галереи есть выставка по случаю 125-летия Александра Шевченко; «Ковчег» же напоминает имена некоторых его последователей. Исчерпывающая выставка работ всех воспитанников мэтра, наверное, просто невозможна: помимо долгих лет работы во ВХУТЕМАСе художник преподавал во Всесоюзной Академии Архитектуры, Центральном Художественно-промышленном училище, в дальнейшем переименованном в Московский институт декоративно-прикладного искусства (МИПИДИ), Московском текстильном институте. Кроме того, он стал главным учителем для своей дочери Татьяны Александровны Шевченко – художника-живописца, оказавшей особое влияние на формирование творческой программы галереи «Ковчег». Ростислав Барто, Валерий Каптерев, Ольга Соколова, другие мастера из «круга Шевченко» и прежде не раз были участниками выставочных проектов галереи. Нынешняя экспозиция подготовлена на основе московских частных коллекций. Выставку составили произведения разных десятилетий ХХ века: как вспоминал еще один шевченковский последователь Василий Почиталов, «его ученики все остались по своему духу преданными искусству художниками».

Кураторы галереи «Ковчег» – Сергей Сафонов и Игорь Чувилин

www.museum.ru/N38436
Ваше мнение »»

»»Галерея «Парк»
Адрес:город Москва, ул. Немчинова, 12
Проезд:См. здесь
Телефоны:(499) 977-0044
сайт:vzmoscow.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.01.2020  x    ?  


День открытых дверей в Музее Владимира Высоцкого

Выставка «Ты повернул глаза зрачками в душу…» в Музее Владимира Высоцкого

Кустодиев. Живопись. Графика. Фото

Выставка "Общественная архитектура - будущее Европы" в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

День феодосийского художника

«Сияние жизни V. 2». Акира Утияма (Япония)

Выставка живописи Николая Буранова. Восточная серия

Тематические дни "Блокада. Ленинград" и "В память жертв нацизма" в Военно-медициснком музее

Проект «Блокада. Голоса». Ко Дню снятия блокады Ленинграда

Выставка «Мастера бытового жанра»

Айвазовский. На гребне волны. Выставка репродукций в технике жикле

Стажировка «Проектирование музейных экспозиций исторического профиля»

Начинает работу Школьное Пастернаковское общество

Выставка «„Демон”. Театр, живопись, литература» в Доме-музее М.Ю. Лермонтова

Презентация программы дополнительного образования детей "Искусство и технологии. Уровень I"

Выставка «Памяти Герцена». К 150-летию со дня кончины писателя, философа, общественного деятеля

Поэтические вечера в Музее Серебряного века – январь 2020

Выставка Анны Карпинской "Цвет силуэта" в галерее "Голубая Гостиная"

"Акварель" - персональная выставка Риммы Мироновой

Представление книги «Блокадные после» в Музее Анны Ахматовой

Открытие выставки «Муркина книга…» в Доме-музее К.И. Чуковского

Ковер из приемной Александра II вернулся в Царское Село после реставрации

Вечер авторской песни в музее К.А. Федина

Блокадная графика: подвиг, повседневная жизнь, память

Выставка «Портрет человека» в Русском музее фотографии

Выставка акварелей Дмитрия Анигеева «Любимцы звезд»

К 300-летию Морского устава Петра І. История русского флота в рукописях

Эхо экспрессионизма. Искусство Ленинграда середины – второй половины ХХ века

Выставка "Объектив. Полифония Донбасса" в Русском музее фотографии

Бытописатель революции - к 150-летию российского и советского живописца И.А. Владимирова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru