НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Автопортрет, или опыты самоинтерпретации.

c 7 декабря 2009 по 10 января 2010Москва
В.Захаров.
Д.Гутов.
Д.Шорин.
Александр Евангели

Существует фундаментальное препятствие — не только для художника — в разгадывании себя.

Существует непреодолимый соблазн — не только для художника — в разглядывании себя.

На перекрестке препятствия и соблазна, самоанализа и нарциссического созерцания брошен, словно камни святилища, автопортрет.

Древняя история портрета сплетена с сакральным страхом человека перед своим изображением — образ обезоруживал человека, делал его уязвимым перед магией и колдовством. Художник давал колдовству опору — и одновременно был тем, кто мог защитить, разделив опасность со своей моделью. На музейных холстах, изображающих монархические кланы, мы находим автопортреты художников — где-нибудь в уголке за мольбертом. Это не честь, как принято думать, но простая безопасность, требование службы охраны первых лиц. Соблазн и препятствие — тот же искусительный микс, на котором замешан автопортрет — сопровождали суверена в его путешествии в иное вместе с художником. В своей готовности творить миф и одновременно развенчивать его автопортрет, подобно магической практике, соединяет в одной метафоре далекие смыслы.

В начале прошлого века портрет как аналитический жанр почти исчез, согласившись с претензией авангарда отражать иное. Энди Уорхол вернул портрету актуальность, осмыслив его как инструмент медиализации, как способ превратить в товар даже то, что этому превращению сопротивляется — личность. Его портретирование оказалось по сути диагностикой современности. Чак Клоуз сделал из автопортрета политическое исследование фотографии как дистанции между образом и медиа, носителем образа.

Современное поле стратегий автопортретирования нуждается в пристальном исследовании. Проект "Автопортрет" — один из первых опытов освоения и картографирования этого поля. Этот проект показывает зрителю набор стратегий саморепрезентации, разные возможности взгляда художника на самого себя и включает более пятидесяти участников, в основном московских.

Наиболее очевидная для зрителя стратегия наследует традиции изображения лица (Борис Орлов, Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов, Мария Шубина, Дмитрий Шорин, Иван Чуйков, Семен Файбисович, Галина Емелина, Сергей Шаблавин и др.) Но, кроме почтенных исторических коннотаций, эта стратегия заключает в себе аналитический опыт поиска другого в себе, поскольку человек находит себя, наблюдая другого. В этой традиции современный автопортрет осмысливается через код другого, как радикальная практика самоотчуждения, когда другим для художника становится он сам.

Следующая, менее очевидная стратегия, хотя и тесно связанная с первой, заключается в метафорическом освоении жанра автопортрета, — когда художник вместо традиционного портретного образа предлагает некую метафору идентичности, с которой и призывает его отождествлять (Дмитрий Гутов, Евгений Гороховский, Константин Батынков, Вячеслав Колейчук, Георгий Литичевский, Игорь Шелковский, Тимофей Смирнов и др.). В этой стратегии за художника через образ говорит истина субъекта. В подобном метафорическом автопортрете художник словно превращает себя в образ, сообщающий о социальной миссии художника, о его предназначении создавать образы.

К метафорической самоидентификации непосредственно примыкает еще одна важная стратегия, заявленная в проекте, — предъявляемый в качестве автопортрета отказ от автопортретирования (например, Наталья Нестерова, Зураб Церетели). При этом отказ всегда совершается в пользу чего-то другого. С этой стратегией связана возникшая в ХХ веке пластическая традиция портрета без лица. Обычно скрытие, и вообще любое вычитание лица в портретных по формальным признакам изображениях (например, у Магрита, Де Кирико, Уиткинса и др.) прочитывается как насильственное утверждение политического или социального порядка, как доминирование коллективной идентичности над индивидуальной.

У некоторых художников (Андрей Бартенев, Сергей Шеховцов, Владимир Янкилевский, Франциско Инфанте и Нонна Горюнова, Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева и др.) мы видим автопортрет как нечто, принципиально невыделенное из ряда других работ. В подобном невыделении автопортрета из других произведений содержится очень серьезная амбиция. Фактически мы имеем дело с предъявлением любой работы как собственного портрета. В этой стратегии говорит о себе намерение художника сделать автопортрет тотальным.

Иными словами, такое произведение сообщает нам о том, что все сделанное художником суть фрагменты автопортрета. Подобный автопортрет утверждает идентичность в непрерывном ее становлении и всю творческую работу как изображение себя. Процесс подобного автопортретирования по своей природе никогда не может быть закончен — со смертью автора он просто обрывается в произвольной точке. И поскольку он не может быть закончен, то и автопортрет, понимаемый как идентификация себя с произведением, всегда остается недописанным.

Вместе с тем очевиден момент стирания идентичности, смысл которого в том, что художник отказывается от портретного, то есть биографического повествования ради спасения собственного произведения. Этот отказ продиктован героическим желанием защитить произведение от однозначной интерпретации. В любом исследовании стратегий создания автопортрета несомненно чувствуется сильный привкус насилия — произведению вменяется внешняя интерпретация со стороны критика или зрителя. Автопортрет противостоит ей в качестве своего рода самоинтерпретации художника.

Согласимся с тем, что истина в этом противостоянии — всегда на стороне художника.

www.museum.ru/N38433
Ваше мнение »»

»»Галерея "Файн Арт"
Адрес:город Москва, 4-й Сыромятнический переулок, д. 1/8С9
Проезд:Ст. м. "Курская", "Чкаловская"
Телефоны:(916) 617-73-74
сайт:www.galleryfineart.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 16.12.2019  x    ?  


Подарок французского короля. Шедевры Севра в экспозиции Музея-заповедника «Павловск»

Выставка книжной графики Дмитрия Ивашинцова «Нечетная полоса»

К берегам Антарктиды и Арктики. К 200-летию открытия Антарктиды

Далекие берега. К 200-летию кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева

Выставка "Алексей Бахрушин. Любовь к Большому и Малому театрам" на Сахалине

Русская свадьба. Традиции и обряды

Презентация собрания сочинений Зинаиды Гиппиус в Музее Серебряного века

Даниил Хармс глазами современников. Воспоминания. Дневники. Письма

Выставка «Особый взгляд на мир» в Русском музее фотографии

Monument du costume. Картины жизни конца XVIII столетия на выставке в Царицине

С. Клычков. Ключи к пониманию мира

Выставка "Тайный шепот тихих улиц…"

Поэтические вечера в Музее Серебряного века - декабрь 2019

Пушкинский музей совместно со Школой Родченко начинает серию мастер-классов по фотографии

"Северсталь" назвала победителей X грантового конкурса "Музеи Русского Севера"

Выставка «Встречи, посланные судьбой» в Русском музее фотографии

Новогоднее путешествие в XX век в Музее-квартире М.М. Зощенко

"Зимняя отчётная" в Музее Кондратия Белова

Великие кутюрье ушедшей эпохи. Фотографии Владимира Сычёва

Ежегодный зимний фестиваль кукольных театров «Сундучок сказок» в Санкт-Петербургском Музее кукол

XXIII Чеховские чтения в Литературно-художественном музее книги А.П. Чехова «Остров Сахалин»

VII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в XXI веке»

Выставка "Дом снов" в музее "Русский Левша"

"Русские" квартеты Гайдна прозвучат в Царицыне

Выставка «При свете восковых свечей» в Ратной палате

Охота на Змеря. Пётр Хохловкин, Дмитрий Воронин. К 60-летию авторов

Выставка «Валаам. Пространство вне времени»

Открытие Первой московской галереи восточной живописи и дебютной экспозиции китайской живописи

Нестрашные сказки. Художественное стекло Юлии Мерзликиной

Выставка Владлена Гаврильчика в Музее нонконформистского искусства


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru