НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Вера Мухина. К 120-летию со дня рождения.

19 ноября 2009
В.И.Мухина. Слуга с кувшином и кубком. Эскиз костюма к неосуществленной постановке С.Бенелли. Ужин шуток. Около 1916.
В.И.Мухина. Ваза  .Астра.1940-1941.
В.И.Мухина. Рабочий и колхозница. 1936. Эскиз
1889-1953

19 ноября в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка выдающегося советского скульптора В.И.Мухиной, посвящённая 120-летию со дня её рождения. Экспозиция включает около 200 скульптур, рисунков, произведений печатной графики и декоративно-прикладного искусства, принадлежащих Русскому музею. Творчество Мухиной представлено в ретроспективе: от ранних портретов до монументальных проектов зрелого мастера.

Вера Игнатьевна Мухина родилась в Риге 19 июня (1 июля) 1889 в семье зажиточного предпринимателя. Первые уроки рисунка и живописи будущая художница получила в Феодосии, где прошли ее детские и юношеские годы, и в Курске, куда она переехала после смерти отца. На выставке зрители впервые смогут увидеть три ученические живописные работы скульптора 1900-х годов. Окончив гимназию, Мухина переехала в Москву, и продолжила художественное образование в студиях К.Ф.Юона, Н.А.Синициной, И.И.Машкова.

В 1912 году, после тяжёлой спортивной травмы, родственники, желая, по словам Мухиной, «хоть чем-то порадовать её», отпускают ее в Париж, где Вера Игнатьевна посещает частную школу Ф. Коларосси "Ла Палетт" и Academie de la Grande Chaumiere, обучаясь у известного скульптора-монументалиста Бурделя, ученика Родена, оказавшего на нее большое влияние. Из Франции молодая художница вместе с подругами Л.С. Поповой и Изой Бурмейстер (чей портрет представлен на выставке), отправилась в Италию - изучать скульптуру и живопись периода Ренессанса.

Ее возвращение на родину совпало с началом войны, и Мухина с 1914 года до середины 1918- го работала сестрой милосердия в московских госпиталях. В 1917 году она встретила военного врача Алексея Замкова, своего будущего мужа. Талантливый врач всю жизнь был опорой и любимой моделью жены (с него она лепила Брута для Красного стадиона).

Работу в лазаретах Вера Игнатьевна совмещала с творчеством. Она создавала произведения, отмеченные влиянием кубизма, стремясь достичь лаконизма и монументальности пластических форм. В 1916 г., по приглашению своей приятельницы по академии Гранд-Шомьер и ученицы Малевича А.А. Экстер, Мухина занимается декоративным лепным обрамлением сцены Камерного театра. Также Вера Игнатьевна разрабатывала эскизы театральных костюмов. А в 1923 году подруги совместно оформили павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарной выставке в Москве.

В состав экспозиции выставки Русского музея включена богатая коллекция произведений Мухиной, связанных с театральными постановками: эскизы костюмов и разработки сценического оформления (в основном для спектаклей Московского Камерного театра под руководством А.Таирова). Например, «Стрелок из лука» - эскиз костюма к неосуществленной постановке балета "Наль и Дамаянти" (1915-1916) или «Алиса» - эскиз костюма для неосуществленной постановки драмы А. Блока "Роза и Крест" (1916) – оба в Московском Камерном театре.

В 1919 году Вера Игнатьевна работала над памятником русскому просветителю Н.И. Новикову в рамках реализации плана монументальной пропаганды. В период до 1926 года она участвовала в нескольких конкурсах на проекты памятников. С 1927 по 1930 год Вера Игнатьевна преподавала во Вхутеине. Мухина была членом коллектива скульпторов «Монолит», ОРСа, общества «4 искусства».

В 1930-е годы Мухина, наряду с портретным творчеством, много занималась монументальной скульптурой, участвовала в конкурсах, выполнила ряд масштабных монументально-декоративных работ. Она участвовала в конкурсе на проект памятника М.Горькому, который ранее помог ей и ее супругу выбраться из ссылки. Впоследствии, Мухина создала еще надгробные памятники, установленные на могиле писателя на Новодевичьем кладбище. Эскизам и проектам памятников и монументально-декоративных композиций (в основном неосуществлённых) на выставке отведено значительное место. Например, «Эскиз памятника Революции для г.Клина» (гипс, 1919) или «Хлеб» - эскиз группы для нового Москворецкого моста (гипс,1938).

В 1937 году Мухиной была выполнена всем известная, ставшая символом эпохи, группа «Рабочий и колхозница» для павильона СССР на Международной выставке в Париже, в 1939 году она была установлена в Москве, а в 1941 - удостоена Сталинской премии 1-й степени. По предложению главного инженера НИИ металлообработки П.Н.Львова, группа была сделана из совершенно нового для скульптуры материала. Впервые для художественных целей был применен особо прочный, но легко поддающийся обработке, металл – хромоникелевая сталь. Появлению этой композиции предшествовал огромный труд. В кратчайшие сроки Мухина выполнила пять эскизов в гипсе. Четыре из них представлены на выставке. В целом варианты имеют незначительные различия, в основном – в выражении лиц. Только третий вариант, который сама Мухина признавала неудачным, выделяется отсутствием развевающегося шарфа. Именно создание шарфа оказалось одной из самых сложных технических задач. Позднее Мухина писала: «Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием. Однако со стороны технической он оказался самой трудной в исполнении частью, и то, что сейчас этот шарф весом в 5 ? тонны несется по воздуху по горизонтали без всякой поддержки или троса, является плодом замечательной работы наших инженеров. С этим достижением нас поздравляли в Париже французские инженеры». Парижане собирали подписи, чтобы работа Мухиной осталась во Франции, но советское руководство решило установить ее перед входом Сельскохозяйственной выставки в Москве. Сама скульптор считала это решение крайне неудачным.

В 40-х годах Мухина много работала над портретами: создала серию психологически выразительных образов военных, московских врачей, учёных, артистов, деятелей культуры. Портреты, во всём их многообразии, составляют основную часть экспозиции выставки. К примеру, такие работы, как «Портрет А. А. Замкова» (бронза, 1918), «Портрет Героя Советского Союза полковника Юсупова Б.А» (бронза,1942), «Балерина Марина Семенова» (гипс, 1941), «Портрет Г.С.Улановой» (бронза,1941).

В послевоенный период Мухина создала эскиз памятника Максиму Горькому в Нижнем Новгороде, а также завершила проект памятника ему же на площади Белорусского вокзала. В последнем случае Вера Игнатьевна выступила как соавтор И.Д.Шадра, доработав и привязав к месту его эскиз вместе с Н.Г.Зеленской и З.Г.Ивановой.

Мухину волновали вопросы использования в скульптуре новых материалов и нетрадиционного применения уже известных. В частности, ее теоретические и практические разработки способствовали возрождению и развитию стекольного производства и, в первую очередь, в области скульптуры из стекла. Осенью 1940 года она начала руководить экспериментальным цехом Ленинградской зеркальной фабрики, но работа была прервана войной. На выставке представлены эксперименты Мухиной в области декоративно-прикладного искусства. Вазы, фигуры и портреты, выполненные из стекла и фарфора являются существенной частью музейной коллекции. Широкую известность имеют такие работы, как «Актер С.Г.Корень в роли Меркуцио», (фарфор, 1949), «Голова Н.Н.Качалова» (стекло, 1947), а также серии ваз из цветного стекла «Лотос», «Колокольчик» (1940-1941) и другие.

В 1953 г. Мухина работала над памятником П.И.Чайковскому перед зданием Московской консерватории, но до его открытия не дожила.

Впервые на выставке экспонируются несколько малоизвестных плакатов с портретами деятелей мировой кооперации, для которых были использованы рисунки П.Павлинова в оформлении Мухиной.

Умерла Мухина в Москве 6 октября 1953. На Новодевичьем кладбище на могиле А. Замкова и В. Мухиной стоит памятник, на котором выбиты две фразы: «Я сделал для людей все, что мог»— это слова доктора. «И я тоже», — гласят под нею слова скульптора.

www.museum.ru/N38354
Ваше мнение »»

»»Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: мемориальные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 18.04.2024  x    ?  


"Библионочь-2024" в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

В ГМИИ имени А.С. Пушкина открылись обновленные залы французского искусства

Выставка «Кант и русская культура» в рамках Балтийского культурного форума

Николай Львов. Избранное

В Третьяковской галерее завершена реставрация картины Василия Перова «Охотники на привале»

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

”Война и мир” Л.Н. Толстого: место действия Беларусь

Выставка «Память о счастье» в Музее Тропинина

"Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера". К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Книжный экспресс: тариф "Семейный" - Библионочь в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Выставка "Повседневная жизнь русского солдата от Древней Руси до современности" в Музее артиллерии

Фотовыставка XV Международного фестиваля экранной культуры "Человеческое кино"

Выставка "История хлебопекарной промышленности Санкт-Петербурга"

Межрегиональный академический проект «Идель-Арт» в Казани

К Международному дню памятников и исторических мест. Выставка «В памятниках – наша история»

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка современной фотографии "Красота момента"

Международный день Земли в Дарвиновском музее

Выставка «Встреча. Николай Фешин. Степан Эрьзя» в Казани

Волшебное зеркало иллюстрации

Выставка "Блюз над Парижем. Огюст Ренуар, Пабло Пикассо и Андре Массон" в Томске

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее

Картины ускользающего мира. Золотой век японской графики

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка "От кубышки до амфоры. Тайны керамики" в Вологодском музее-заповеднике

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

Выставка Ирины Верхградской «Маленький мир» в Музее на набережной, г. Новосибирск

Персональная выставка Людмилы Нарбековой «Ситцевая Русь»

Выставка Елены Липиной "Вдохновение"

Сергей Цигаль. Графика

Выставка "Шаляпин. Воспоминание о доме" в Петропавловской крепости

К 90-летию со дня установления звания Героя СССР. Выставка в Музее Победы

Выставка "Сталинград - хранитель памяти земли героев"

Второе восхождение. Выставка работ Юнуса Сафардиара

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru