С 16 октября 2009 г. по 15 января 2010 г. в картинной галерее Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» работает выставка «Б.С. Берендгоф. Живопись, графика» из собрания В.Е. и Н.А. Барских (Москва).
Борис Сергеевич Берендгоф (18(31) марта 1904 – 17 сентября 1990), московский живописец и график. Член Союза художников СССР (1932). Заслуженный художник РСФСР (1967). Учился на факультете изобразительных искусств Пречистенского практического института Москве под руководством К.А. Коровина, Н.П. Крымова и Н.П. Ульянова (1921-1922) и ВХУТЕМАСЕ (1922-1925) в мастерских Л.А. Бруни и К.Н. Истомина. Выставлялся с 1926 года, отдав на раннем этапе своего творчества дань модному тогда «авангардному» направлению в живописи. Впоследствии - участник московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. Персональные выставки: Москва (1972, 1985, 1991). Произведения хранятся в 17 музеях России и Украины, в том числе в Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственном литературном музее, Ярославском художественном музее и др. Значительная коллекция его работ находится в г. Турине (Италия), в собственности С. и М. Россо.
В историю русского искусства XX века Б. С. Берендгоф вошел, главным образом, как большой и своеобразный мастер городского и сельского пейзажа. Известность и признание получили циклы его работ, созданные в Средней Азии и Прибалтике, в Крыму, мемориальных пушкинских местах, на русском Севере и в малых городах Подмосковья: Серпухове, Боровске, Сергиевом посаде. Особое место в творчестве художника занимают произведения, написанные в Звенигороде, Тарусе и чеховском Мелихове, где он подолгу жил и работал.
В генезисе стиля Б.С. Берендгофа органично слились классические традиции московской школы русского реалистического пейзажа начала XX века - эпохи «Cоюза русских художников», с итогами поисков и экспериментов искусства 1920-х годов в выявлении и построении обобщенной формы, динамичного пространства, ритмической организации изображенного - всего того, что сам он называл «основами пластической культуры нашего времени». Творческое свое кредо Б.С. Берендгоф выражал следующим образом: «Работа художника над натурой - это откровенный разговор с природой, в котором нет места самоуверенности, фальши, произволу». Выработанная им ярко индивидуальная и сложная живописная техника, в которой сплавлены воедино многослойно нанесенные на бумагу акварельные краски, гуашь, белила с рисунком графитными или цветными карандашами, позволила с редкой точностью и убедительностью передавать тончайшие оттенки световоздушной среды, различные состояния в природе в разные времена года, и, вместе с ними, целую гамму настроений художника.
Произведения, экспонирующиеся на настоящей выставке, созданы в 1940-1980-х гг. и хранятся в собрании наследников художника Н.А. и В.Е. Барских (Москва). Автопортрет Б.С. Берендгофа любезно предоставлен для выставки московским коллекционером А.В. Калиненко.