22 сентября 2009 года в Выставочном центре «Эрмитаж-Казань» открывается выставка «Дети богов. Античные герои в древнем и новом искусстве» из собрания Государственного Эрмитажа, посвященная образам героев древней Эллады в античном искусстве и их позднейшему преображению в искусстве Западной Европы. Экспозиция охватывает временной промежуток от VII века до н.э. вплоть до Нового времени и включает в себя около двухсот экспонатов, воплощающих различные грани представлений о героях древнегреческой мифологии, эпоса, культа.
Древнегреческое слово «герой» вошло во многие современные языки, но его значение с течением времени изменилось. В гомеровском эпосе герои это благородные военные вожди, отличающиеся не только доблестью, но и знатностью. Позднее, в классической традиции, героями называли мифологических и эпических персонажей, часто имевших чудесное происхождение. В строгом смысле герой классической мифологии – это полубог, сын смертного родителя и божества, но сам по природе смертный. Мифические герои – дети богов, лишенные главного божественного дара, бессмертия. Это фатальное несоответствие стало причиной множества драматических коллизий, описанных античными писателями, воспетых поэтами и трагиками.
Первый раздел выставки посвящён древнегреческим героическим культам. Среди представленных здесь экспонатов – надписи-посвящения герою Ахиллу, почитавшемуся в различных областях древней Эллады. Особую роль играл культ Ахилла в Северном Причерноморье, где он почитался как герой и как хтоническое божество.
Героический культ был тесно связан с могилой героя, его святилищем-герооном. Герой, по древнегреческим верованиям, обретал за гробом особое могущество, позволявшее ему оказывать существенное влияние на жизнь его соплеменников. Со временем посмертная героизация распространилась и на простых смертных. Изображённые на надгробных стелах, такие героизированные умершие предстают возлежащими на пиршественном ложе, за погребальной трапезой, или скачущими верхом победоносными всадниками, воинами или охотниками.
Один из важнейших и наиболее почитаемых героев античного мира, Геракл (Геркулес), получил, согласно мифам, бессмертие и присоединился к олимпийским божествам. Образ героя не утратил обаяния и в послеантичную эпоху, наделяемый в средневековом, ренессансном, барочном, классицистическом искусстве различными аллегорическими содержаниями. Монументальность и многогранность образа Геракла обусловила посвящение ему самостоятельного раздела в экспозиции. Он представлен на выставке и как объект культа – посвятительными рельефами и статуэтками, и как персонаж мифов – на аттических расписных вазах VI – V веков до н. э., на гравюрах и живописных полотнах художников Нового времени.
В древнегреческой легендарной традиции особое место принадлежит воспетой Гомером Троянской войне. Её герои воплощали для древних греков идеал доблестного воителя, бесстрашного и честолюбивого. Памятники античного искусства, воспроизводящие эпизоды Троянской войны и образы её участников, многочисленны и разнообразны. На выставке эти сюжеты представлены расписными вазами, рельефами из мрамора и бронзы, а также живописными и графическими произведениями, созданными в Новое время.
Важный раздел выставки, включающий произведения Ренессанса и Нового времени, посвящён реальным историческим персонажам древности, возводившим свою генеалогию к божественным и героическим предкам, удостоенным героических или божественных почестей. Среди них на первом месте, безусловно, – македонский царь Александр Великий, который считался потомком Геракла по отцу, а по матери возводил происхождение к Ахиллу. Подобным образом выдающийся деятель римской истории Гай Юлий Цезарь именовал себя потомком эпического героя Энея, сына самой богини Венеры (Афродиты). Римский император Коммод, правивший в конце II века новой эры, и вовсе провозгласил себя Геркулесом. На родство с античными героями претендовали и много позднее – например, средневековые французские короли или герцоги Бургундии в конце XV столетия, что в свою очередь вновь влияло на обращение к образам персонажей классической мифологии.
Отделившись от своих подлинных прототипов, герои классической античности превратились в отвлеченные аллегории. Был ли то идеал мудрого правителя, воина, достойного гражданина, – призванный воплощать его античный герой всякий раз представал в роли и облике, изначально ему несвойственных. Очевидно, что Ахилл или Эней, перенесенные в среду куртуазного романа или классицистической трагедии, имеют мало общего с носящими те же имена героями гомеровской «Илиады» или «Энеиды» Вергилия. Их образы «осовременены», наполнены новым, незнакомым античности содержанием. И все-таки они не были забыты, сохраняя актуальность в европейской культуре на протяжении многих столетий. Смертные по природе, античные герои обрели, тем не менее, бессмертие в веках, что и призвана продемонстрировать выставка.
Куратор выставки – Д.П. Алексинский, младший научный сотрудник Отдела истории античного мира Государственного Эрмитажа. К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (издательство «Славия», 2009 год), который предваряет вступительное слово М.Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа.