В Центральном выставочном зале областной картинной галереи 11 сентября открылась необычная выставка «Николай Баскаков и его ученики», приуроченная к 80-летию мастера. Своеобразие ее состоит в том, что впервые экспонируются вместе работы учителя и его учеников. Сам мастер необычайно одаренный, представляющий линию живописного экспрессионизма в отечественной живописи второй половины ХХ века, выпускник Московского художественного института им. В. И. Сурикова, Николай Владимирович Баскаков воспитал целую плеяду талантливых художников. В результате выставка составилась из тринадцати разделов, представляющих лучшие произведения Баскакова и его двенадцати учеников.
В начале 1960-х годов его пригласили в хорошо известный всем вологжанам КОР (Клуб Октябрьской революции), переименованный в Дворец культуры железнодорожников преподавать в изостудии.
Все ученики были очень разные: от юных четырнадцатилетних, как Жора Калинин, до летчика в отставке двадцатилетнего Владимира Иванова. Приходили и рабочие ребята - машинист тепловоза Женя Гусев и каменщик Юра Ельцов. Из двадцати еще незнакомых ребят старостой группы Николай Владимирович выбрал Евгения Гусева, а позже доверил ему и само руководство студией. Объединяющим началом была Таня Чистякова, по словам Баскакова, «державшая всю студию в дружбе».
У Баскакова не было какой-то специфической, особенной системы преподавания: он учил своим творческим примером. Он умел разглядеть в каждом из учеников зерно самобытности и верным замечанием сориентировать их на последующую творческую жизнь. Из двадцати учеников Баскакова двенадцать выросли в интересных художников, из которых Г. В. Калинин, Н. Н. Вяткина, Т. А. Чистякова стали заслуженными художниками России. Талант каждого оказался неповторимым. После студии многие продолжили свое обучение в вузах Москвы и Ленинграда.
Георгий Калинин (1945 – 2006) из всех учеников уже тогда многое умел, писал маслом. Не по годам серьезный и упорный, он был захвачен разными направлениями в живописи, и, как показало время, в будущем он оказался самым оригинальным, создав собственную живописную систему.
В студии было несколько девушек, творческие судьбы их сложились различно, но все они закончили Высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. Наталья Вяткина пришла в ДКЖ сразу после школы. Это подтвердилось в ходе самой жизни, когда она стала активно работать в Москве в области монументальной, камерной и декоративной скульптуры.
Большим упорством отличалась скромная, сомневающаяся в себе Татьяна Чистякова. Но в годы зрелости в керамике проявились все разнообразные грани ее таланта в скульптуре, живописи, графике.
Юной девушкой пришла в ДКЖ Татьяна Коваленко. Работая в конце 1970-х годов над последним в своей жизни гобеленом «Когда зажигаются звезды», она проявила не просто упорство, но и редкостную силу духа.
Совсем не знают в Вологде Наталию Урман, чудесную девушку с «врубелевскими глазами», по словам Д. Т. Тутунджан. Она уехала в юности в Кишенев и стала дизайнером одежды, тонко чувствуя особенности национального молдавского костюма.
Е. П. Гусев, Ю. Л. Ельцов, Н. И. Морозов, В. Н. Зернов стали замечательными пейзажистами-лириками, но каждый наособицу. В. Н. Вахрамеев выполнял мозаики и витражи. Ю. Н. Петров поначалу воспринимал все как губка, все, что писалось на протяжении жизни разными художниками. В результате этих исканий вырос в оригинального мастера. Из всей группы графиком стал Владимир Иванов. Долгое время он работал в Северо-Западном книжном издательстве, а также создал серию линогравюр с видами Вологды. Так каждый из творческих воспитанников Баскакова обрел свою дорогу в искусстве.