НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка Анатолия Черкасова "Где я в природе..."

c 15 сентября по 3 октября 2009Москва
Waterfall
Анатолий Черкасов родился в 1935 году в деревне Денежниково Луганской области. Школу закончил в Донбассе. Служил в Ленинградском военном округе. После службы работал в шахте. В 1964 закончил Московскую сельскохозяйственную академию им. Тимирязева и был направлен на работу в Подмосковье. Кандидат экономических наук, заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации.

Первые снимки сделал в начале 1950-х. Печатался в районной газете «Новые рубежи» и многотиражке предприятия. После выхода на пенсию целиком посвятил себя любимому делу. Начал все заново, стал посещать выставки, изучать историю и теорию фотографии, работы великих мастеров, приемы и технику. Закономерным итогом стало увлечение платинотипией.

Для Анатолия Черкасова фотография - способ контакта. Так было с самого начала - «чистая художественность» не интересовала его никогда: первые снимки были, скорее, фиксацией того, что он видел вокруг, помогали в профессиональной и научной жизни. Семья, производство, пейзажи, сельская жизнь, тяжелый крестьянский труд, портреты коллег. Сам он скромно называет себя «крестьянином», подразумевая под этим словом и трезвость взгляда на будни, и отсутствие чрезмерности и надрыва в своей любви к земле, и необходимое ему для создания хорошего снимка ощущение теплоты и людской общности. Но главной для Черкасова всегда была попытка максимального приближения к природе - окружающего мира и человека. Как сделать так, чтобы сама визуальная форма фотографии стала почти тактильной? Чтобы линии, резкость, глубина изображения передали то, что труженик земли ощущает не «эстетически», а буквально - на кончиках пальцев? Как передать физическую, объемную красоту на поверхности? В этом вечном поиске он и «обнаружил» для себя платинотипию.

«Благородный процесс», «королева фотографии» - так называют платинотипию те, кто по-настоящему ею увлечен. Таких немного - в России можно пересчитать по пальцам одной руки. И дело не только в том, что процесс этот - из числа дорогостоящих. Дело в тех особых качествах, которые требуются от занимающегося ею фотографа. Естественность и чистота процесса от момента съемки до печати; сознательный отказ от цифровых способов обработки изображения; роль рукотворности, тактильности, простого физического контакта - с громоздкой, «настоящей» камерой, с кистью и бумагой; широта тонального диапазона, сочность и глубина оттенков; особая, объемная «трехмерность» получаемого изображения, в которое затем необходимо медленно и тщательно вглядываться - все эти черты платинотипии выдвигают к мастеру ряд требований. Среди них - умение уловить нюансы смысла и оттенки тона, талант вчувствования в реальность, умение проводить разграничение между «живописностью» и собственно фотографическим подходом к сюжету и композиции. Наконец, прямые отсылки к истории, сама архаичность процесса и высокая, «архивная» сохранность получаемых снимков требуют постоянного балансирования на грани: помня о наследии великих мастеров вроде Анселя Адамса и Эдварда Штайхена, делать что-то свое. Но главное здесь- особенный, человеческий контакт с природой- и с самим собой. Качества, во многом утерянные современной культурой, которая вечно куда-то спешит и норовит уйти из реальности в мир грез и виртуальных фантазий.

Несмотря на свой предыдущий фотографический опыт, Анатолий Черкасов не скрывает, что еще не все освоил (например, он только начинает печатать свои работы сам), что считает себя самоучкой, находящимся в самом начале пути. Но платинотипия - на то и благородный процесс, что никого никуда не торопит. В него можно углубляться шаг за шагом, бесконечно вникая в тонкости странных отношений между фотографическим изображением, «чистой эстетикой» и физической конкретностью явленной нам красоты.

ПЛАТИНОТИПИЯ (справка).

Позитивный фотографический процесс, с участием солей металлов платиновой группы и солей железа, результатом которого является изображение, состоящее из чистой платины и/или палладия. Выполняется контактным способом. Экспонируется под UV-светом.

Широкий тональный диапазон, сохранность от 500 до 1000 и более лет, трёхмерность изображения - основные свойства платинового отпечатка.

Первый патент на платинотипию был получен Вильямом Виллисом в Лондоне в 1873 году (platinotype - British Patent No 2011, June 8,1873 by William Willis).

В период с 1880 по 1930 гг. более десятка фирм в Англии и США (в том числе и Eastman Kodak), изготавливали бумагу для платинотипии промышленным способом. Peter Henry Emerson, Edward Steichen, Alfred Stieglitz, Joseph Keiley, Gertrude Kasieber, Clarence H. White, Alvin Langdon Coburn, Paul Strand и другие мастера работали в технике платинотипии.

В результате Первой Мировой Войны и революции в России цены на платину (стратегическое сырье) резко выросли. Производство бумаги для платинотипии в США прекратилось и сохранялось только в Англии до 1930 года. Последним производителем была "Platinotype Company", основанная Вильямом Виллисом еще в 1880 году.

После прекращения производства, не имея возможности печатать свои работы в платине, Frederick Evans вообще перестал заниматься фотографией.

Возрождение процесса началось в США в 1960-70ых годах (Irving Penn, George Tice).

С тех пор и по сей день бумага для платинотипии очувтствляется вручную.

В настоящий момент всего несколько десятков человек в мире занимается платинотипией.

www.museum.ru/N37706
Ваше мнение »»

»»Галерея "Фотосоюз" Союза фотохудожников России
Адрес:город Москва, ул. Покровкa, 5
Проезд:Ст. м. "Китай-город", "Чистые пруды"
Телефоны:(495) 621-57-27
сайт:www.photounion.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 28.03.2024  x    ?  


Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

К 210-летию взятия Парижа русскими войсками. Выставка "Пластилиновое войско Леонида Зайцева"

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Выставка Оксаны Архиповой "Страницы жизни" в АРТМУЗЕ

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

100 лет. Владимир Ветрогонский. Продолжение…

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Выставка к 130-летию со дня рождения выдающегося авиаконструктора С.В. Ильюшина в Музее Победы

Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Выставка "Изучать. Творить. Создавать" в усадьбе Измайлово

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности

Русская графика Серебряного века


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru