Анатолий Черкасов родился в 1935 году в деревне Денежниково Луганской области. Школу закончил в Донбассе. Служил в Ленинградском военном округе. После службы работал в шахте. В 1964 закончил Московскую сельскохозяйственную академию им. Тимирязева и был направлен на работу в Подмосковье. Кандидат экономических наук, заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации.
Первые снимки сделал в начале 1950-х. Печатался в районной газете «Новые рубежи» и многотиражке предприятия. После выхода на пенсию целиком посвятил себя любимому делу. Начал все заново, стал посещать выставки, изучать историю и теорию фотографии, работы великих мастеров, приемы и технику. Закономерным итогом стало увлечение платинотипией.
Для Анатолия Черкасова фотография - способ контакта. Так было с самого начала - «чистая художественность» не интересовала его никогда: первые снимки были, скорее, фиксацией того, что он видел вокруг, помогали в профессиональной и научной жизни. Семья, производство, пейзажи, сельская жизнь, тяжелый крестьянский труд, портреты коллег. Сам он скромно называет себя «крестьянином», подразумевая под этим словом и трезвость взгляда на будни, и отсутствие чрезмерности и надрыва в своей любви к земле, и необходимое ему для создания хорошего снимка ощущение теплоты и людской общности. Но главной для Черкасова всегда была попытка максимального приближения к природе - окружающего мира и человека. Как сделать так, чтобы сама визуальная форма фотографии стала почти тактильной? Чтобы линии, резкость, глубина изображения передали то, что труженик земли ощущает не «эстетически», а буквально - на кончиках пальцев? Как передать физическую, объемную красоту на поверхности? В этом вечном поиске он и «обнаружил» для себя платинотипию.
«Благородный процесс», «королева фотографии» - так называют платинотипию те, кто по-настоящему ею увлечен. Таких немного - в России можно пересчитать по пальцам одной руки. И дело не только в том, что процесс этот - из числа дорогостоящих. Дело в тех особых качествах, которые требуются от занимающегося ею фотографа. Естественность и чистота процесса от момента съемки до печати; сознательный отказ от цифровых способов обработки изображения; роль рукотворности, тактильности, простого физического контакта - с громоздкой, «настоящей» камерой, с кистью и бумагой; широта тонального диапазона, сочность и глубина оттенков; особая, объемная «трехмерность» получаемого изображения, в которое затем необходимо медленно и тщательно вглядываться - все эти черты платинотипии выдвигают к мастеру ряд требований. Среди них - умение уловить нюансы смысла и оттенки тона, талант вчувствования в реальность, умение проводить разграничение между «живописностью» и собственно фотографическим подходом к сюжету и композиции. Наконец, прямые отсылки к истории, сама архаичность процесса и высокая, «архивная» сохранность получаемых снимков требуют постоянного балансирования на грани: помня о наследии великих мастеров вроде Анселя Адамса и Эдварда Штайхена, делать что-то свое. Но главное здесь- особенный, человеческий контакт с природой- и с самим собой. Качества, во многом утерянные современной культурой, которая вечно куда-то спешит и норовит уйти из реальности в мир грез и виртуальных фантазий.
Несмотря на свой предыдущий фотографический опыт, Анатолий Черкасов не скрывает, что еще не все освоил (например, он только начинает печатать свои работы сам), что считает себя самоучкой, находящимся в самом начале пути. Но платинотипия - на то и благородный процесс, что никого никуда не торопит. В него можно углубляться шаг за шагом, бесконечно вникая в тонкости странных отношений между фотографическим изображением, «чистой эстетикой» и физической конкретностью явленной нам красоты.
ПЛАТИНОТИПИЯ (справка).
Позитивный фотографический процесс, с участием солей металлов платиновой группы и солей железа, результатом которого является изображение, состоящее из чистой платины и/или палладия. Выполняется контактным способом. Экспонируется под UV-светом.
Широкий тональный диапазон, сохранность от 500 до 1000 и более лет, трёхмерность изображения - основные свойства платинового отпечатка.
Первый патент на платинотипию был получен Вильямом Виллисом в Лондоне в 1873 году (platinotype - British Patent No 2011, June 8,1873 by William Willis).
В период с 1880 по 1930 гг. более десятка фирм в Англии и США (в том числе и Eastman Kodak), изготавливали бумагу для платинотипии промышленным способом. Peter Henry Emerson, Edward Steichen, Alfred Stieglitz, Joseph Keiley, Gertrude Kasieber, Clarence H. White, Alvin Langdon Coburn, Paul Strand и другие мастера работали в технике платинотипии.
В результате Первой Мировой Войны и революции в России цены на платину (стратегическое сырье) резко выросли. Производство бумаги для платинотипии в США прекратилось и сохранялось только в Англии до 1930 года. Последним производителем была "Platinotype Company", основанная Вильямом Виллисом еще в 1880 году.
После прекращения производства, не имея возможности печатать свои работы в платине, Frederick Evans вообще перестал заниматься фотографией.
Возрождение процесса началось в США в 1960-70ых годах (Irving Penn, George Tice).
С тех пор и по сей день бумага для платинотипии очувтствляется вручную.
В настоящий момент всего несколько десятков человек в мире занимается платинотипией.