11 сентября в 14.00 в Литературном музее Г. Тукая состоится литературно-музыкальный вечер «Люби народ, пойми его стремленья» из цикла «Тукай и его окружение». Мероприятие посвящено 120-летию со дня рождения известного татарского поэта, переводчика и общественного деятеля Сагита СУНЧЕЛЕЯ.
На вечере впервые будет представлена часть личного архива поэта, привезенного в 1979 году ученым Назибом Наккашом из Российского государственного архива литературы и искусства. 449 единиц этого архива хранятся в фондах Национального музея РТ. На выставке зрители увидят сборник стихотворений С. Сунчелея (1913), его личный дневник, рукопись воспоминаний о Тукае, его письма родным и близким из Соловков, письмо поэта И. Сталину с просьбой о помиловании, ноты к своим песням, рисунки поэта, рукопись поэтессы И. Гриневской – биография С. Сунчелея.
Творчество Сунчелея – это лирическая летопись жизни татарской интеллигенции в начале ХХ века. В его поэзии сильно проявлено музыкальное начало. Музыка пронизывала всю жизнь и творчество поэта-романтика. Современники вспоминают, что он хорошо играл на скрипке и мандолине; сам сочинял музыку.
Важную роль в жизни Сунчелея сыграло знакомство с Тукаем. Об их отношениях можно судить по совместной переписке, воспоминаниям Сунчелея о поэте, по его стихам, посвященным Тукаю. Они познакомились в мае 1910 года. Рядом с Тукаем Сунчелей вначале не признает себя поэтом. Но Тукай поддерживает начинающего стихотворца и переводчика, советует ему начать переводы с «мелких стихов». В конце 1910 года Сунчелей начинает переводить поэму Дж. Байрона «Шильонский узник». Он высылает перевод Тукаю, просит его оценки. Тукай редактирует перевод, пишет предисловие к нему и помогает выпустить отдельной книгой. Это издание сейчас экспонируется в Литературном музее Г.Тукая. В своих воспоминаниях Сунчелей рассказывает, как они вечерами сидели в номере Тукая в гостинице «Булгар» и вели разговоры о поэзии, о жизни, а иногда просто молчали…
Жизнь и творчество Сагита Сунчелея пришлись на один из самых сложных периодов в истории нашей страны. В 40 лет он был репрессирован, приговорен сначала к расстрелу, затем – к 10 годам заключения; в 1937 году его расстреляли. На протяжении трех десятков лет это имя находилось под запретом. Жизнь и творчество поэта долгое время были одним из «белых пятен» в истории татарской литературы.
На мероприятие приглашены исследователи творчества поэта З. Рамеев, Р. Ганиева, Р. Мусабекова, Н. Наккаш, а также известные поэты, деятели искусства, студенты театрального и музыкального училищ г. Казани.