НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Волшебный сад. К 185-летию Жостовского промысла.

10 сентября 2009Москва
10 сентября 2009 г. В 16.00. в выставочных залах Фонда народных художественных промыслов РФ (Леонтьевский переулок, д.7) состоится открытие выставки, посвященной 185-летию Жостовской фабрики декоративной росписи. Выставка, рассказывающая о почти двухсотлетней истории промысла, открывается в Москве впервые.

Подмосковная деревня Жостово уже давно стала символом уникального народного искусства. Почти два века жители этой деревни владеют дивным мастерством, передавая тайны его из поколения в поколение – изготовление и роспись подносов. Жостовские произведения относятся к семье «русских лаков». Лакированные подносы в России были широко известны еще в 18 веке. Особенно славились, благодаря знаменитым Демидовским металлургическим заводам, из Нижнего Тагила. Причем подносы были настолько популярны, что функции их не исчерпывались только подачей блюд. Их вставляли в углубление в столах, и они служили оригинальной столешницей, а также являлись украшением интерьера домов, причем как купеческих, так и аристократических.

История появления подносов в Жостово тесно связано с историей другого, не менее известного художественного промысла – лаковой миниатюры Федоскино. Территориальная близость этих двух деревень, менее часа, и явилась причиной того, что изначально материал, из которого изготавливалась изделия, был папье-маше.

Предприимчивая крестьяне – семья Вишняковых – братья Тарас, Егор и Филипп, организовали в вначале 1810-х годов производство лаковых табакерок, коробочек, сигаретниц, чайниц и т.д. Со временем ассортимент расширился и значительное место в нем стали занимать подносы, причем не только из папье-маше, но и металлические. С именем Осипа Филипповича Вишнякова, который в 1825 году открыл лаковое производство на папье-маше и металле и связывают основание подмосковного жостовского промысла. В прейскуранте его мастерской значилось:"Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. Существует с 1825 г.». Середина 19 в. – рост городов, развитие сети гостиниц, трактиров, питейных заведений. Спрос на подносы стал очень велик. Соответственно изготовление - делом очень прибыльным. И 1870-1880-ее годы в Троицкой волости стали появляться новые мастерские, более 22, из которых самыми крупными были О.Ф.Вишнякова и Е.Ф.Беляева. Именно к этому времени относятся наиболее ранние из сохранившихся жостовских подносов. Подносы в старину не подписывались, и определить время их изготовления можно было лишь по клеймам мастерских, а это были главным образом династии Вишняковых и перечню наград, получаемы на выставках. Жостовцы учли опыт других центров и создали свой неповторимый стиль. Наиболее дорогими считались подносы с жанровой живописью: мчащиеся тройки, сценки чаепития, охота, крестьянские девушки, а также знаменитые жостовские букеты. Как правило, это были розаны и георгины в обрамлении диковинных цветов, вьюнов и плодов. Изображение букета подчинялось плоскости подноса, но искусство мастеров и художников придавало изображению объем, воздушность, гармонию оттенков красок и бликов и особую лиричность. Секрет успеха подносов заключался в том, что железо покрывали грунтом, многократно лакировали и тщательно полировали как с лицевой, так и с оборотной стороны. Причем в росписи художники использовали те же приемы, что и в миниатюрной живописи. Цветы писали масляными красками, применяя технику лессировочного письма. А эффект объема и светящегося мерцания рисунка достигался использованием приемами свободной кистевой росписи.

Начало 20-го века – производство подносов практически прекратилось и возобновилось лишь в 1920 году, с оживлением «кустарно-художественной промышленности». И в 1928 году в Жостово появилась артель «Металлоподнос», в которой работало более двухсот человек. Изделия отличались высоким качеством, которое достигалось ручной выделкой на всех стадиях производства. В эти годы цветочная роспись стала превалировать над жанровой и пейзажной. Промыслу пришлось пережить непростое время, когда, желая изменить традиционную направленность жостовской росписи попытались внедрить специфику станковой профессиональной живописи. Однако ведущие художники предприятия смогли этому противостоять и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. С 1960 года предприятие стало именоваться фабрикой декоративной росписи, на которой работают до сих пор представители жостовских династий Антиповых, Беляевых, Гогиных, Гончаровых, Вишняковых, Леонтьевых, Можаевых, Савельевых, Кледовых, известных с середины 19 века.

Наша выставка представляет всю историю появления, развития и расцвета Жостовского художественного промысла на протяжении почти двухсот лет. На ней можно будет увидеть самые ранние подносы и шкатулки, датированные 1860-ми годами из мастерских Вишняковых; поднос, так называемый «червячок». Именно на таких подносах подавался чай в доме Л.Н. Толстого. В экспозиции выставки представлены уникальные произведения 20-х, 30-х, 40-х, 50-х годов. И, конечно же, изделия жостовских мастеров к. ХХ - н.XXI века высочайшего художественного уровня, что получило подтверждение на многочисленных российских и зарубежных выставках. Именно Жостовской фабрике декоративной росписи была объявлена благодарность за проведение уникальной по своему высочайшему художественному уровню выставки в рамках культурной программы саммита «Группы восьми» в июле 2006 года в г. Санкт-Петербурге. Творения жостовских умельцев хранятся в коллекциях Лоры Буш, Жака Ширака, английской королевы Елизаветы, испанского короля Хуана Карлоса II, в коллекциях первых лиц нашего государства. Дивной красоты поднос Заслуженной художницы Татьяны Шолоховой был подарен Папе Римскому Иоанну Павлу II. Сегодня Жостовский поднос – один из символов русской самобытной культуры, уникальное явление в мировой художественной практике, национальное достояние России. Традиции уникального мастерства предаются новым поколениям, что позволяет промыслу жить и развиваться.

На открытии будет представлен мастер-класс по росписи подносов.

www.museum.ru/N37658
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 22.09.2019  x    ?  


Праздничные мероприятия ко дню рождения императора Павла I в Гатчине

80-я выставка Товарищества передвижных художественных выставок. XXI век в Тамбове

В Государственном комплексе "Дворец конгрессов" экспонируются работы К.С. Петрова-Водкина

«Сергей Параджанов в фотографиях» в Русском музее фотографии

41-е Международные научные чтения "Н.Г.Чернышевский и его эпоха" в Саратове

Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Выставка Екатерины Муромцевой «То, что бывает с другими»

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Памяти большого художника. Владимир Старов

Выставка "Привет, это я!" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

II Всероссийский конкурс «Корпоративный музей» пройдет в пространстве Завода Шпагина в Перми

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

В Москве на ВДНХ проходит крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая Черепаха"

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru