НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Персональная выставка А. В.Щекатихиной-Потоцкой.

2 июля 2009Санкт-Петербург
Тарелка '1 мая 1921г. в Петрограде'
Чашка с крышкой 'Арабка'. 1923г.
Эскиз росписи блюда Бернедейка. 1923. Бумага, акварель.
В Русском музее открывается первая персональная выставка Александры Васильевны Щекатихиной-Потоцкой - одной из ярчайших фигур в истории отечественного фарфора первой половины XX в.

На выставке представлено более 200 произведений из фарфора, принадлежащих Русскому музею и исполненных на Ломоносовском фарфоровом заводе, в Каире и Париже. В экспозицию также вошло около 100 произведений живописи и графики из собрания Русского музея, частной петербургской коллекции и Ивангородского историко-архитектурного и художественного музея. Посетители выставки впервые увидят работы, созданные в каирский и парижский периоды.

Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая оставила большое творческое наследие. Это живопись, станковая графика, эскизы декораций и костюмов к театральным спектаклям, книжные иллюстрации. Она занималась моделированием одежды и прикладной графикой, писала иконы. Эти виды и жанры проходят сквозь все ее творчество. Но все же ее яркий, полный неповторимого своеобразия, талант наиболее полно проявился в искусстве фарфора.

Александра Васильевна родилась 31 мая 1892 года в украинском городе Александровске в патриархальной старообрядческой семье. В 16 лет Щекатихина переехала в Петербург. Ее учителями и руководителями стали мастера, связанные с „Миром искусства“, в школе Общества поощрения художеств, где она училась с 1908 по 1915 год, Н. К. Рерих, Я. Ф. Ционглинский, И. Я. Билибин, позднее на фарфоровом заводе — С. В. Чехонин. Талант художницы формировался в среде, где мечтали о синтезе искусств, о привнесении красоты в повседневность. Идеи, воспринятые Щекатихиной в школе ОПХ, нашли поддержку в парижской Академии Рансон, в которой в течение нескольких месяцев она занималась в 1913–1914 годах под руководством М. Дени, Ф. Валлотона и П. Серюзье.

Важным для развития ученицы Щекатихиной было ее участие в ряде работ Рериха. Это была и поездка в имение княгини М.К. Тенишевой Талашкино, где в 1911 году Рерих начал расписывать храм Св. Духа, и поручение исполнить в 1913 году несколько эскизов костюмов к балету И. Стравинского «Весна Священная». Своими произведениями Рерих вызвал и развил в ней интерес к родной истории и славянской мифологии. В 1912 году она создает акварель «Сражение Мстислава Удалого с Редедею».

Через год после окончания школы ОПХ Щекатихина начинает самостоятельную работу в театре, целиком оформив оперу Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» для петроградского «Народного дома». На выставке представлен акварельный эскиз костюма «Берендейки» для этой постановки.

1918 год оказался поворотным в творческой судьбе художницы. Сергей Чехонин приглашает ее на Государственный (бывший Императорский) фарфоровый завод, где художница осваивает новую для себя технику живописи на фарфоре. Начинает с композиций, навеянных русским фольклором, с того, что было знакомо с детства и позже художественно осмыслено в работах для театра. Это чашки с блюдцем «Конек – Горбунок» и «Русские мотивы», поднос и фигурка «Снегурочка».

Много росписей Щекатихиной посвящено деревне. Деревенские сцены обычно окрашены праздничным настроением: крестьяне катаются на лодках, пляшут, сватаются, восседают за праздничным столом, венчаются. Среди этой группы росписей выделяются композиции «Красный лик», «Свадебная», «Свеченосец».

Щекатихина эмоционально восприняла все, происходящее в послереволюционном Петрограде. В её росписях появились новые «герои» петроградских улиц – матрос, гуляющий с подругой по набережной Невы в праздник 1-го мая; комиссар, шагающий с папкой-«делом» по Дворцовой площади.

Поводом к созданию новых по содержанию композиций служили и заказы, сделанные заводу ИЗО Наркомпроса и «Госиздатом». Первый из них был связан с проходившим в декабре 1920 года в Москве VIII съездом Советов (тарелка «Звонарь»). Для заказанной «Госиздатом» композиции была исполнена тарелка с надписью «Знание рвет цепи рабства». В эти же годы художница обращается к теме материнства (блюда «Автопортрет с сыном», «Материнство»).

В 1923 году дирекция фарфорового завода командирует художницу в Берлин «для ознакомления с современным положением художественных работ на Берлинский фарфоровый завод». Из Германии, в феврале этого же года, она переезжает в Каир, куда пригласил ее И.Я. Билибин, и выходит за него замуж. В Каире Щекатихина организует небольшой «цех» с печью для обжига фарфора. Восток с его сказочной экзотикой захватил художницу. Жизнь шумных восточных улиц, переполненных людской толпой, запечатлена в таких работах как «Полицейский на улице Каира», «Певица Таухуда», «В Каире», «Торговец сладостями». Арабы в красных фесках, женщины с полузакрытыми лицами стали основными персонажами росписей на фарфоре. В качестве декоративного мотива художница часто использовала арабские надписи, при расшифровке которых можно прочесть строки мусульманской молитвы, дату и место создания росписи.

Приехав в Каир, Щекатихина не прерывала связи с Петроградским фарфоровым заводом. Уже в июле 1923 г. она посылает на завод несколько эскизов росписей, среди которых композиции, посвященные культуре и жизни Востока, а также использует ранее найденные образы, связанные с театральными постановками. К первой группе эскизов относятся «Бык Апис» - священное животное древних египтян, «Египтянка с рыбой», «Египтянка с фруктами», «Жертвенный стол фараона» (все – 1924 г.) и др.

В 1924 году состоялась и прошла с успехом первая в Каире выставка - продажа фарфора Щекатихиной, что стало стимулом к ещё более интенсивной работе. Летом этого же года семья совершает путешествие по Сирии и Палестине, посещает Иерусалим. Свои впечатления художница отразила в карандашных и акварельных рисунках, в живописных полотнах: «Иерусалим. Вид из окна «Русского подворья», «Улочка в Иерусалиме. В старом еврейском квартале» и др.

Новый поворот в творческой судьбе Щекатихиной был связан с Международной выставкой декоративного искусства и художественной промышленности, которая открылась в апреле 1925 года в Париже. Художница была награждена золотой медалью за мастерство и оригинальность живописных композиций на фарфоре.

Вместе с мужем она переезжает в Париж, где начинает сотрудничать с Севрским и Лиможским фарфоровыми заводами - серия декоративных тарелок «Охота», декоративные вазы «Адам и Ева», «Охота на кабана», «Натюрморты» на блюдах и тарелках, представленные на выставке, результат этого сотрудничества. В Париже художница проектирует мужскую и женскую одежду, иллюстрирует сказку К. Коллоди «Пиноккио». Много рисует и пишет маслом. Это портреты «Мадам Бонжан», «И.Я. Билибин», «М. Дени с внуками», а также виды юга Франции, среди которых «Дача А. Куприна».

В 1936 году, вернувшись на родину, Щекотихина приступает к работе на Ломоносовском заводе. Она создает фигуративные сосуды: «Рыба», «Рябина», «Голубь» - теперь для массового производства, В блокадном Ленинграде не перестает работать с фарфором, создав миниатюрную скульптуру «Единоборство Мстислава с Редедею» и «Илья Муромец и Поляница». Все эти работы, демонстрирующие разные периоды творчества художницы, представлены на выставке. Показываются также многопредметные столовые сервизы начала 1950-х годов – «Цветущий лимон», «Огурец», «Хлеб и мир» (сделанные по эскизам Щекотихиной), которые выпускались заводом массовыми тиражами.

Русский музей благодарит Ленинградское Областное Государственное Учреждение «Музейное агентство» Комитета по культуре, Ивангородский историко-архитектурный и художественный музей, а также петербургских коллекционеров Б.Н. Васильева и Н.А. Костригину за представленные на выставку произведения.

Пресс-служба ГРМ

e-mail:

www.museum.ru/N37171
Ваше мнение »»

»»Государственный Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.11.2019  x    ?  


Выставка шедевров Русского музея открылась в Петрозаводске

Морские сокровища слепого коллекционера

Выставка «Ученый. Исследователь. Коллекционер» в Музее истории религии

Александр Каштанов “Сказ о Карелии”

Выставка "К столу!" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Mademoiselle Z. Егор Начинкин. Фотография

Выставка "Дягилев. P.S. 10 лет спустя"

Геннадий Правдин "На земле чудотворцев"

Выставка гобеленов Андрея Кудряшова "От Средневековья до Авангарда"

Владивостокская крепость. Групповой портрет

Выставка «Суворов и современность»

Сандро Боттичелли. “Мадонна делла Лоджиа”. Из галерей Уффици, Флоренция

Выставка «Во имя грозного закона братоубийственной войны». К 100-летию боев за Воронеж

Фамильное наследие: семейство Шехтель. Встреча с архитектором Федором Ращевским

Выставка декоративно-прикладного искусства «Магия творчества» в Саратовском музее краеведения

Художник-благовестник. Презентация альбома к 85-летию Виталия Линицкого

Передвижная выставка Саратовского музея краеведения «Победу одержал народ. Плакат работал на Победу»

«Русские мотивы» на выставке в Доме-музее Марины Цветаевой

Лоранс Женкель. Dolce Vita

Великие открытия и великие ошибки Жоржа Кювье

Winterreise/Зимнее путешествие. Сентиментальная сюита. Фотографии Д. Сироткина

Первая выставка из серии «Механический балет. Видеоискусство в Музее Людвига в Русском музее»

«Наша земля» - выставка, посвященная 520-летию первого упоминания с. Рождествено в писцовой книге

Выставка «Блистательная Маргиана» в Государственном музее Востока

Альберт Уотсон. Мечты. Календарь Pirelli 2019

Выставка-презентация книги «Долина Красок»

72 оборота вокруг единственного и неповторимого

Выставка работ Николая Давыдова «Россия! Сердцу милый край…»

Борис Смотров. Путь к авангарду

Люся Воронова. Райский сад


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru