НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Персональная выставка А. В.Щекатихиной-Потоцкой.

2 июля 2009Санкт-Петербург
Тарелка '1 мая 1921г. в Петрограде'
Чашка с крышкой 'Арабка'. 1923г.
Эскиз росписи блюда Бернедейка. 1923. Бумага, акварель.
В Русском музее открывается первая персональная выставка Александры Васильевны Щекатихиной-Потоцкой - одной из ярчайших фигур в истории отечественного фарфора первой половины XX в.

На выставке представлено более 200 произведений из фарфора, принадлежащих Русскому музею и исполненных на Ломоносовском фарфоровом заводе, в Каире и Париже. В экспозицию также вошло около 100 произведений живописи и графики из собрания Русского музея, частной петербургской коллекции и Ивангородского историко-архитектурного и художественного музея. Посетители выставки впервые увидят работы, созданные в каирский и парижский периоды.

Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая оставила большое творческое наследие. Это живопись, станковая графика, эскизы декораций и костюмов к театральным спектаклям, книжные иллюстрации. Она занималась моделированием одежды и прикладной графикой, писала иконы. Эти виды и жанры проходят сквозь все ее творчество. Но все же ее яркий, полный неповторимого своеобразия, талант наиболее полно проявился в искусстве фарфора.

Александра Васильевна родилась 31 мая 1892 года в украинском городе Александровске в патриархальной старообрядческой семье. В 16 лет Щекатихина переехала в Петербург. Ее учителями и руководителями стали мастера, связанные с „Миром искусства“, в школе Общества поощрения художеств, где она училась с 1908 по 1915 год, Н. К. Рерих, Я. Ф. Ционглинский, И. Я. Билибин, позднее на фарфоровом заводе — С. В. Чехонин. Талант художницы формировался в среде, где мечтали о синтезе искусств, о привнесении красоты в повседневность. Идеи, воспринятые Щекатихиной в школе ОПХ, нашли поддержку в парижской Академии Рансон, в которой в течение нескольких месяцев она занималась в 1913–1914 годах под руководством М. Дени, Ф. Валлотона и П. Серюзье.

Важным для развития ученицы Щекатихиной было ее участие в ряде работ Рериха. Это была и поездка в имение княгини М.К. Тенишевой Талашкино, где в 1911 году Рерих начал расписывать храм Св. Духа, и поручение исполнить в 1913 году несколько эскизов костюмов к балету И. Стравинского «Весна Священная». Своими произведениями Рерих вызвал и развил в ней интерес к родной истории и славянской мифологии. В 1912 году она создает акварель «Сражение Мстислава Удалого с Редедею».

Через год после окончания школы ОПХ Щекатихина начинает самостоятельную работу в театре, целиком оформив оперу Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» для петроградского «Народного дома». На выставке представлен акварельный эскиз костюма «Берендейки» для этой постановки.

1918 год оказался поворотным в творческой судьбе художницы. Сергей Чехонин приглашает ее на Государственный (бывший Императорский) фарфоровый завод, где художница осваивает новую для себя технику живописи на фарфоре. Начинает с композиций, навеянных русским фольклором, с того, что было знакомо с детства и позже художественно осмыслено в работах для театра. Это чашки с блюдцем «Конек – Горбунок» и «Русские мотивы», поднос и фигурка «Снегурочка».

Много росписей Щекатихиной посвящено деревне. Деревенские сцены обычно окрашены праздничным настроением: крестьяне катаются на лодках, пляшут, сватаются, восседают за праздничным столом, венчаются. Среди этой группы росписей выделяются композиции «Красный лик», «Свадебная», «Свеченосец».

Щекатихина эмоционально восприняла все, происходящее в послереволюционном Петрограде. В её росписях появились новые «герои» петроградских улиц – матрос, гуляющий с подругой по набережной Невы в праздник 1-го мая; комиссар, шагающий с папкой-«делом» по Дворцовой площади.

Поводом к созданию новых по содержанию композиций служили и заказы, сделанные заводу ИЗО Наркомпроса и «Госиздатом». Первый из них был связан с проходившим в декабре 1920 года в Москве VIII съездом Советов (тарелка «Звонарь»). Для заказанной «Госиздатом» композиции была исполнена тарелка с надписью «Знание рвет цепи рабства». В эти же годы художница обращается к теме материнства (блюда «Автопортрет с сыном», «Материнство»).

В 1923 году дирекция фарфорового завода командирует художницу в Берлин «для ознакомления с современным положением художественных работ на Берлинский фарфоровый завод». Из Германии, в феврале этого же года, она переезжает в Каир, куда пригласил ее И.Я. Билибин, и выходит за него замуж. В Каире Щекатихина организует небольшой «цех» с печью для обжига фарфора. Восток с его сказочной экзотикой захватил художницу. Жизнь шумных восточных улиц, переполненных людской толпой, запечатлена в таких работах как «Полицейский на улице Каира», «Певица Таухуда», «В Каире», «Торговец сладостями». Арабы в красных фесках, женщины с полузакрытыми лицами стали основными персонажами росписей на фарфоре. В качестве декоративного мотива художница часто использовала арабские надписи, при расшифровке которых можно прочесть строки мусульманской молитвы, дату и место создания росписи.

Приехав в Каир, Щекатихина не прерывала связи с Петроградским фарфоровым заводом. Уже в июле 1923 г. она посылает на завод несколько эскизов росписей, среди которых композиции, посвященные культуре и жизни Востока, а также использует ранее найденные образы, связанные с театральными постановками. К первой группе эскизов относятся «Бык Апис» - священное животное древних египтян, «Египтянка с рыбой», «Египтянка с фруктами», «Жертвенный стол фараона» (все – 1924 г.) и др.

В 1924 году состоялась и прошла с успехом первая в Каире выставка - продажа фарфора Щекатихиной, что стало стимулом к ещё более интенсивной работе. Летом этого же года семья совершает путешествие по Сирии и Палестине, посещает Иерусалим. Свои впечатления художница отразила в карандашных и акварельных рисунках, в живописных полотнах: «Иерусалим. Вид из окна «Русского подворья», «Улочка в Иерусалиме. В старом еврейском квартале» и др.

Новый поворот в творческой судьбе Щекатихиной был связан с Международной выставкой декоративного искусства и художественной промышленности, которая открылась в апреле 1925 года в Париже. Художница была награждена золотой медалью за мастерство и оригинальность живописных композиций на фарфоре.

Вместе с мужем она переезжает в Париж, где начинает сотрудничать с Севрским и Лиможским фарфоровыми заводами - серия декоративных тарелок «Охота», декоративные вазы «Адам и Ева», «Охота на кабана», «Натюрморты» на блюдах и тарелках, представленные на выставке, результат этого сотрудничества. В Париже художница проектирует мужскую и женскую одежду, иллюстрирует сказку К. Коллоди «Пиноккио». Много рисует и пишет маслом. Это портреты «Мадам Бонжан», «И.Я. Билибин», «М. Дени с внуками», а также виды юга Франции, среди которых «Дача А. Куприна».

В 1936 году, вернувшись на родину, Щекотихина приступает к работе на Ломоносовском заводе. Она создает фигуративные сосуды: «Рыба», «Рябина», «Голубь» - теперь для массового производства, В блокадном Ленинграде не перестает работать с фарфором, создав миниатюрную скульптуру «Единоборство Мстислава с Редедею» и «Илья Муромец и Поляница». Все эти работы, демонстрирующие разные периоды творчества художницы, представлены на выставке. Показываются также многопредметные столовые сервизы начала 1950-х годов – «Цветущий лимон», «Огурец», «Хлеб и мир» (сделанные по эскизам Щекотихиной), которые выпускались заводом массовыми тиражами.

Русский музей благодарит Ленинградское Областное Государственное Учреждение «Музейное агентство» Комитета по культуре, Ивангородский историко-архитектурный и художественный музей, а также петербургских коллекционеров Б.Н. Васильева и Н.А. Костригину за представленные на выставку произведения.

Пресс-служба ГРМ

e-mail:

www.museum.ru/N37171
Ваше мнение »»

»»Государственный Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.04.2019  x    ?  


Выставка "Театральные страницы" в Русском музее фотографии

Сады Серебряного века

Выставка Фешина и Бенькова в Музее русского импрессионизма

"Мозаика эпопеи" в Доме-музее Волконских

Выставка «Лестница в небо. Иконы из собрания Виктора Бондаренко» в Музее имени Андрея Рублева

Блюдо из «Собственного» сервиза. Возвращение домой

II научная конференция "История отечественной культуры в архивных документах"

Выставка «Нестор Хломов. Ветер странствий» в Коломенском

5-й международный живописный пленэр памяти С.Ю. Жуковского в усадьбе "Журавлиное", Беларусь

"Сталинград. Ни шагу назад!"

Выставка "Император Александр III. Коронация. Путешествие. Семья" в Массандровском дворце, Крым

Семинар Школы наследия "Ржавый пояс". Судьба и экономика промышленного наследия"

Выставка "День Победы" в Большом зале Санкт-Петербургского Союза художников

От промышленной игрушки - к возрождению Петрушки

Выставка «Диалог с Леонардо» в Галерее А3

Края судьбы – от Темлага до Иерусалима. Презентация книги стихов Зинаиды Палвановой

Выставка "Литературный багаж" в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Хаим Сокол. В некотором смысле я становлюсь ими, а они мной

Выставка фотографии «Петербург. Рельеф местности»

Проект Юлии Лебедевой «mind(e)scape»

«Рождает Родина героев…». К 85-летию со дня учреждения звания Героя Советского Союза

Выставка «Дорогому Михаилу Александровичу…»

Выставка «История оружия. Охота. Война. Искусство» в Новосибирском краеведческом музее

Арт-центр "Пушкинская-10" приглашает на вернисаж новых выставок

Персональная выставка Юрия Люкшина «Слово о полку Игореве». «Борис Годунов»

Плакаты Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Русский характер. Савинов Юрий Александрович. К 90-летию художника. Живопись из частного собрания

Выставка «Шапка: камерная стерео-опера о петербургском искусстве»

Генри Вессел. Прогулка

Выставка живописных работ Михаила Латышева в галерее "Мансарда Художников"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru