НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Композиции с пивом.

18 июня 2009Санкт-Петербург
С.Павлов. Василеостровский пейзаж. 1923
Неизвестный художник. Композиция с пивными кружками. 1970-е
18 июня в Строгановском дворце открывается выставка «Композиции с пивом». На экспозиции представлено более 60 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства XVII-XX веков из коллекции Русского музея, а также исторические пивные бутылки и керамические пробки из собрания ОАО «Пивоваренная компания «Балтика».

Столетиями пиво служило русским художникам музой, моделью, было источником сюжетов, прообразом цвета и формы, задавало произведениям специфический пивной эмоциональный тон. Разные моменты изготовления и употребления пива вызывали потребность запечатлеть, воспеть, обобщить, поразмыслить. Даже пивная утварь издавна изготовлялась на Руси как произведение искусства: она должна была радовать глаз, удобно располагаться в руке, красиво выглядеть на столе. Примерами этому служат представленные на экспозиции ковши и братины.

Профессиональные художники впервые обратились к пивной теме в жанровых сценах из крестьянской жизни. Деревенские праздники с возлияниями в произведениях XVIII века выглядят как вакханалии на отечественный лад, где ряженые в сарафаны вакханки и сатиры резвятся на фоне слишком величественных для русского пейзажа гор (Вишняков А.И. «Крестьянская пирушка», 1760 – 1770-е гг., Тонков И.М. «Сельский праздник, 1790).

Подгулявших мещан и крестьян с литографий В.Е. Маковского «Жизнь создана для наслажений...» (1875), Н.П. Петрова «Не то чтоб очень пьян. А весел бесконечно» (1861), П.П. Семечкина «Землякъ!.. помоги встать...» (1860) можно заподозрить в распитии именно пива по их незлобивому, общительному расположению.

Постепенно к простолюдинам подтягивается интеллигенция (Л.В. Попов, «Своя компания», 1904). Солнечный свет пронизывает стекло бутылок, заставляет их содержимое радостно искриться, как будто напоминая, что пиво – это напиток открытых и полных жизненных сил людей, таких, как изображенные на этой картине.

Сполна отдали должное пиву авангардисты. Веселая искра мятежа теплится в «Пивном натюрморте» Михаила Ларионова (1904). Прославленный гурман, Ларионов мастерски «сервирует» даже скромное пивное застолье. Не могли миновать пивную тему в своем творчестве жизнелюбцы и эпикурейцы из «Бубнового валета», в числе основателей которого был и Ларионов. Пиво было частым «персонажем» натюрмортов Алексея Куприна («Натюрморт с черной бутылкой», 1917, «Натюрморт с воблой», 1918).

Пейзажи безвременья, в которых прежняя среда человеческого обитания постепенно пустеет, нередки в творчестве петроградских художников начала 1920-х годов. Один из них - Семен Павлов. «Василеостровский пейзаж» (1923) объединил в себе пивную и бани, но гостеприимный свет окошек не согревает серость вечереющего неба, и картина пронизана чувством одиночества. В ту пору пиво в стране не выпускалось.

Но вскоре его производство было возобновлено. Мало того, пиво поощрялось и рекламировалось. В нем видели альтернативу наркомании и процветавшему неконтролируемому самогоноварению. За пропаганду пива берутся ведущие деятели культуры, например, поэт Владимир Маяковский («Трехгорное пиво. Моссельпром») и художник-конструктивист Александр Родченко («Трехгорное пиво выгонит вон ханжу и самогон»). Пиво утверждалось как полезный продукт, средство воспитания масс, а реклама – как наглядное воспитательное пособие.

Пропаганда не увенчалась успехом: пиво не смогло заменить собой в одночасье более крепкие напитки. Вскоре развернулась мощная антиалкогольная кампания, и оно оказалось в искусстве под негласным запретом. Пиво вытеснялось на периферию и допускалось, только если пили его не «наши», «новые», а старые, несознательные или вовсе чуждые люди. Чтобы выжить, пивная тема принимала юмористический, сатирический оборот. Молодежь, заблудшая между рабочим классом и крестьянством, засиживается в пивных на рисунках Владимира Лебедева, Веры Исаевой, Михаила Черемных.

В послевоенном советском искусстве пивная тема не иссякает. Но если прежде пиво для художников было одним из поводов изъявления радости жизни, то теперь оно связывается с темой горького русского пьянства. С самого пива акцент переносится на пьющих, на советскую действительность, которая располагает к бегству от себя. Вот так и спрятался от всего герой акварели Бориса Ермолаева «Кружка пива» (1948).

Зачастую пить пиво было неудобно, например, возле уличного ларька. Правда, пьющий получал усиленное алкоголем чувство взаимного слияния с городской средой, с обществом, со всем миром. Сопутствует оно и персонажам «Композиции с пивными кружками» неизвестного автора 1970-х годов. Тяготы бытия стирают сословные и индивидуальные различия. Народ един, как на демонстрации, и на картине Ивана Николаева «Пивной бар» (1970), но если приглядеться, то здесь все – разные, в разном настроении, и каждый одинок.

Во второй половине 1980-х пиво стремительно становилось дефицитом, за ним нужно было стоять в очереди. Время и значение стояния в очереди обрело не меньшую важность и длительность, чем само распитие. Очередь важна как жест, перформанс или как медитация (Д. Шагин «У ларька», 1988).

И сейчас, в двухтысячных, когда пиво стало доступным, а в барах и магазинах царят изобилие и разнообразие его сортов, оно продолжает вдохновлять художников на новые произведения.

Партнером выставки «Композиция с пивом» стала пивоваренная компания «Балтика», входящая в состав международного общества «Друзья Русского музея».

Специально для экспозиции «Балтика» предоставила собственное собрание предметов декоративно-прикладного искусства конца XIX-начала XX века. В него входит уникальная коллекция старинных пивных бутылок, поражающих тонкостью и изяществом работы стеклодувов, утварь древних пивоваров, а также одна из самых больших в России коллекций керамических пивных хуттер-пробок, которые производились в Германии более 100 лет назад и обладают высокой художественной ценностью.

www.museum.ru/N37051
Ваше мнение »»

»»Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 05.05.2024  x    ?  


Выставка "Битва за Крым: долгий путь к победе" в Российской национальной библиотеке

Евгений Халдей. Знамя Победы

Выставка "Победа - одна на всех" в Музее-заповеднике "Сталинградская битва"

"Вернисаж Музея Победы"

Выставка «Живые письма. 1941-1945» в Новосибирском краеведческом музее

Линии, штрихи, маршруты

Выставка «Защитники Отечества» в Тульском музее оружия

«Мужеству забвенья нет!» - выставка Музея Победы в музее ДНР

Выставка «Сад души» в Староладожском музее

"Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты". Люди на Великой Отечественной войне

Выставка "Сны Сибири" во Владивостоке

Медицина Великой Победы в живописи и скульптуре

Выставка Антона Гудкова «Нулевая реакция» в Музее Анны Ахматовой

Открытие Центра современного искусства AZ/ART в Москве

Выставка работ Гавриила Лубнина в KGallery

Проект "Стежки и строчки" в рамках "Искусства жить дома" в Доме Н.В. Гоголя

Выставка «Золото древних степей» в Центре «Эрмитаж-Сибирь»

История одной книги. Александр Блок. Король на площади

Выставка "В едином строю волонтёр и солдат" в Угличском музее

Мир Астафьева глазами художников

Выставка «Стекло» Александра Фокина в Российской академии художеств

Проект "Пробуждение" Ильгиза Фазулзянова в Музее-заповеднике "Петергоф"

Выставка «Ордена военные напомнят…»

«По России в свите Наследника…»

Выставка "Её Музей, и Книга, и Портрет" в Дарвиновском музее

Персональная выставка Александра Бабичева "За ленточкой" в Новосибирском художественном музее

Выставка «Уникум из Амурска» в Дальневосточном художественном музее

Проект «Живописный век. Искусство династии Осиповых-Федоровых» в Российской академии художеств


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru