26 мая 2009 года в г. Кеми началась реализация первого этапа проекта Соловецкого музея-заповедника «Первобытное мореплавание: реконструкция маршрутов и средств передвижения в западной части Белого моря в эпохи камня, раннего метала и Средневековья». В течение трех дней с использованием традиционных технологий будет изготовлена каркасная берестяная лодка. Затем будет предпринята попытка пройти на лодке по наиболее древнему археологически прослеженному маршруту: г. Кемь – о. Немецкий Кузов – о. Олешин – о. Большой Заяцкий – о. Большой Соловецкий, и тем самым проверить одну из археологических гипотез о том, как люди попадали на Соловки в древние эпохи.
Данный проект – первая в истории исследования морской практики Беломорья попытка экспериментально проверить гипотезу о возможности передвижения по Белому морю на каркасной берестяной лодке в первобытную эпоху и в классическом Средневековье. Научная часть проекта разработана начальником первобытной археологической экспедиции Соловецкого музея-заповедника, к.и.н. А.Я. Мартыновым.
Практическая реализация проекта началась сегодня, 26 мая, с постройки каркасной берестяной лодки. В строительстве принимают участие мастера-берестянщики под руководством народного мастера Шутихина А.В. (г. Котлас): руководитель студии «Новгородская береста» В.И. Ярыш, (г. В. Новгород), один из создателей сайта «Северная береста. История берестяных ремесел» А.А. Полежаев (г. Вельск) и мастер по мезенской росписи М.П. Хохлина (г. Котлас).
На постройку лодки уйдет около трех дней. В первый день из кусков бересты мастера «шьют» длинное полотно шириной около полутора метров. Сшивают берестяные пласты сосновым корнем, размоченным в воде, делая отверстия в бересте шилом. Изготовление такого берестяного «половика» – самый сложный, трудоемкий и ответственный этап, потому что от этого зависит качество всей лодки.
Следующий этап – создание берестяного корпуса лодки. Уже сейчас мастера обозначили контур будущего судна, вколотив в землю около десяти березовых прутьев высотой 70 см. Готовое берестяное полотнище разместят внутри намеченного прутьями контура и станут пришивать борта. Общая высота лодки составит около 50 см.
После этого в лодку вложат шпангоуты и стрингера, изготовленные из упругих еловых ветвей. На дне лодки будет устроен небольшой трап для придания днищу формы и прочности. Оставшиеся куски бересты прикроют нос и корму, так что судно будет полузакрытым. Последний этап – смоление швов смесью из растопленной еловой смолы и свиного жира.
Строительство ведется с помощью простейших инструментов – ножа, топора и шила. Для связей используются только корень сосны и полоски из бересты. Конструкция не предусматривает металлических частей, не будет ни одного элемента, который бы крепился жестким способом. Такая гибкая фиксация позволит действовать принципу «обратной деформации» - в случае удара волны лодка прогнется и затем опять примет первоначальную форму.
Руководитель постройки лодки А.В. Шутихин рассказывает: «Это хорошо известная технология изготовления лодки. Например, лодка-берестянка описана в Большой советской энциклопедии, есть берестяная лодка в Российском этнографическом музее, в Кунсткамере есть лодка северо-американских индейцев. Эта технология присуща всем народам земли: в Австралии такие лодки делают из коры эвкалипта, в Южной Америке, на островах Огненной Земли – из коры вяза, аналогичные лодки есть и в Африке, и на Чукотке».
После постройки лодку спустят на воду и в сопровождении Службы безопасности Соловецкого музея-заповедника пройдут по Белому морю до Большого Соловецкого острова около 50 км.
Этот уникальный эксперимент – яркий пример все более популярного направления музейной деятельности – реконструктивной археологии. Организаторы считают, что проект может открыть для Соловецкого музея-заповедника новые перспективы в деле сохранения и презентации соловецкого наследия.
Контакты:
Историческая справка:
Факт существования древнего плавания в Белом море (начиная с середины V тысячелетия до н.э.), установлен в ходе многолетних полевых исследований первобытных археологических памятников Беломорья: петроглифов Залавруги (р. Выг), стоянок, мастерских и местонахождений кремнёвой и кварцевой индустрии на западном и южном побережьях, архипелаге Кузова и Соловецких островах, а также комплексов культовых и символических сложений беломорских островов. Бесспорным свидетельством развитой практики мореплавания являются десятки сезонных поселений на островах Белого моря, датирующихся V-I тыс. до н.э., а также тысячи разновременных каменных сложений (лабиринтов, насыпей, символических выкладок), для сооружения которых были необходимы сотни поездок туда материковых жителей.
Вместе с тем, не до конца решён вопрос о средствах передвижения по Белому морю в древности. Согласно данных палинологии и интерпретации некоторых сюжетов наскальных изображений (лодки с гребцами и без людей, сцены морской охоты с применением лодок) обитатели западного побережья сооружали лодки-долблёнки с балансиром вместимостью от 3 до 24 человек. Каменный инвентарь раскопанных стоянок (якорные камни весом ок. 5 кг, кварцевые и сланцевые топоры, тесла, ножи, скребки, проколки), кости морских млекопитающих под валунными курганами, а также археологические аналоги позволяют сделать вывод об использовании древним и средневековым населением Беломорья каркасных лодок с обшивкой из выделанных, сшитых и склеенных шкур морских животных. Вторая разновидность каркасных лодок, с большой долей вероятности бытовавших и в первобытную эпоху и в «домонастырское» Средневековье, - берестяные лодки. Бесспорными преимуществами берестяных каркасных лодок перед кожаными были наличие в северных лесах практически готового к использованию строительного материала, простота и быстрота их сооружения, недостатком – меньшая прочность по сравнению с каркасными кожаными лодками и долблёнками.
На основании изучения археологических, этнографических и иконографических источников народным мастером по бересте А.В. Шутихиным (г. Котлас) в 2007 году была изготовлена берестяная лодка длиной 4.50 м., шириной 0.90 м. и весом 35 кг., на которой пройден путь длиной ок. 600 км по реке Северной Двине. Общий вес двух гребцов и груза составил около 300 кг. Таким образом, практическая возможность передвижения одного – двух человек с минимальным грузом на длинные расстояния по крупной реке была доказана.