«Частная коллекция живописи
художников России»
Ямщиков Савва Васильевич
Один из вопросов, часто задаваемых мне во время официальных пресс-конференций, газетных и журнальных интервью или просто в частных разгово¬рах, продиктован интересом собеседников к моей коллекционно-собирательской деятельности. Причины подобного любопытства кроются прежде всего в самом профессиональном поприще, которому я посвятил полвека своей творческой деятельности. Художник-реставратор, историк искусства, устроитель многих знаковых выставок крупных личных собраний Советского Союза, председатель Клуба коллекцио¬неров Советского фонда культуры просто обязан, по зако¬нам жанра, обладать собственной коллекцией произведений изобразительного искусства. Так думают все, кому небезраз¬лична моя биография, кроме самых близких друзей и коллег по работе.
Глубоко уважая и высоко ценя собирателей художест¬венных ценностей, начиная от Н.П. Лихачева и И.С. Остроухова и кончая теми людьми, одержимыми страстью коллекционирования, с которыми мне посчастливилось встречаться и сотрудничать, сам я лишён какого-либо азар¬та поисковика и приобретателя раритетов, а тем паче уст¬роителя собственного музея изобразительных искусств. К книжным сокровищам я неравнодушен, но библиотека моя состоит из литературных шедевров, изданных для ши¬рокого круга читателей, а отнюдь не из инкунабул или ред¬ких экземпляров, увидевших свет при жизни классиков. Наиболее полно представлены издания, изученные за долгие годы занятий иконописью, русским искусством XVIII — XIX веков и продолжающие оставаться главным подспорьем в повседневном труде. Последние годы книжных полок не хватает, ибо получаю я постоянно замечательные подарки от авто¬ров книг, альбомов и каталогов. Охоту за спичечными коробками, берущимися на память в посещаемых отелях и ресторанах, или мелкое подворовывание пепельниц там же считаю скорее забавой, чем коллекционированием.
Если наиболее въедливые и даже дотошные интервьюеры пытаются докопаться до причин, оставивших меня без собственного собрания, когда для этого имелись столь широкие возможности и предпосылки, я успокаиваю их, говоря, что являюсь владельцем самой большой част¬ной коллекции в мире. И при этом отнюдь не лукавлю, ибо действитель¬но считаю себя полноправным хозяином всех произведений искусства, которые мне довелось открывать, реставрировать, изучать, показывать па выставках, издавать в своих трудах. Навряд ли этому поверят те мелкотравчатые завистники, которые числили и числят меня торговцем иконами, помогавшим сбывать их на Запад. Одни пользуются излюб¬ленным приёмом нечистоплотных мошенников, которые, чтобы скрыть своё подлинное лицо, кричат «Держи вора!», а другие — любители очер¬нить всякого, кто им стоит поперёк горла, ибо исповедуют моральные ценности, отличающиеся от их собственных зыбких устоев, — просто стараются облить меня ушатами грязи. Никогда не забуду, как на одном «великосветском» сборище в мастерской художника Мессерера, взгро¬моздившийся на сцену, выдававший себя тогда за грека артист Козаков. несколько раз исполнивший в кино роль Дзержинского, да ещё и женатый в тот момент на сотруднице ведомства «железного Феликса», в свойственной ему эпатажно-буфетной манере громко заорал, указуя на меня: «Вот мерзавец, продавший за границу все наши иконы!» Человек двадцать «сливок общества» повисло на мне, убеждая, что Миша ненормальный и не следует его принимать всерьёз, а тем более обижать физически. Только благодаря их заступничеству продолжил потом сей «грек Зорга» свою артистическую карьеру в Израиле, оказавшись на самом деле лицом совсем другой национальности, чем жители Эллады.
К счастью, я знал истинную цену всем этим Козаковым и никогда не интересовался их творчеством, а тем более скучной и совсем не чи¬стоплотной личной жизнью. У меня было с кем поделиться сокровен¬ными мыслями, попросить совета, иногда обратиться за помощью и постоянно учиться самой трудной науке — умению жить. Наиболее
близкими людьми, после родителей и учителей, подобных Н.П. Сычё¬ву, Л.Н. Гумилёву, В.М. Василенко, Ц.Н. Лазареву, В.А. Пушкареву, архимандриту Алипию,
К.Я. Голейзовскому, Л.А. Твлрогову, конечно же оказались коллеги -реставраторы и современные художники. Последние дарили мне свои работы, из которых создался демонстриру¬емый сегодня своеобразный «Музей друзей», в который я включил произведения мастеров, чьи имена пользуются заслуженной известнос¬тью и творения более скромных, но не менее дорогих мне служителей прекрасного. В необычном музее нашли свое место экспонаты, подаренные моей жене Валентине Ганибаловой и дочери Марфе, которых никогда не обходили вниманием наши общие друзья.
Показать принадлежащие мне дорогие свидетельства уважения друзей я решился в день моего 70-летия и 50-летии творческой дея¬тельности ибо считаю это собрание одним из самых ценных подарков, когда-либо полученных мною.
Савва Ямщиков. Тригорское, июль 2008