18 мая 2009 г. в 12.00 в Государственном историческом музее
Презентация композиции «Евхаристия», выполненной Виктором Васнецовым для собора Святого Александра Невского в Варшаве. 1911 г.
В 2007 году в Государственный научно-исследовательский институт реставрации поступила трехчастная композиция «Евхаристия» 1911 года работы Виктора Михайловича Васнецова из собрания Государственного исторического музея. Проведенные работы позволили установить, что полотна являются эскизами для мозаик апсиды собора Святого Александра Невского в Варшаве, над которыми Васнецов работал в 1901-1911 годах. Православный кафедральный собор в Варшаве возник в конце царствование императора Александра III (архитектор Л.Н. Бенуа). Работы по внутреннему убранству собора выполняли крупнейшие русские художники. Украшением храма стали шестнадцать огромных мозаичных композиций, выполненных по эскизам Васнецова. 20 мая 1912 года храм был освящен во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского.
Однако собор просуществовал совсем не долго. В1918 г., когда Польша стала независимым государством, варшавский магистрат вынес постановление о ликвидации в городе большинства православных церквей. Так была решена и судьба грандиозного храма на Саксонской площади – собор был разрушен.
Живописные эскизы Васнецова для мозаик варшавского собора имеют большую ценность для истории новой русской религиозной живописи начала XX века. Художник начал, как он писал, эту «большую и очень ответственную работу», осенью 1910 года, создав графический эскиз. «Эскиз исполнен несколько в характере «Евхаристии» Киевского Софийского собора», – писал Васнецов. «Евхаристия» – образец религиозной живописи «васнецовской школы», соединявшей в себе стилизацию образов старорусского церковного искусства с утонченной формой искусства модерна рубежа XIX-XX веков. Современники видели в религиозных работах Васнецова и психологизм, и отблески русского средневекового искусства, и высокий эстетизм, который сам художник сформулировал так: «Красота составляет основу всех форм мироздания».
Три части «Евхаристии», поступившие на реставрацию, долгое время хранились в запасниках Государственного исторического музея. Холсты были свернуты в рулон и в таком состоянии находились продолжительное время. Об этом свидетельствуют характерные разрушения: деформации и изломы холста, неравномерные и обветшалые кромки, имеющие прорывы, утраты нитей и целых кусков ткани.
В своей работе реставраторы старались как можно меньше вторгаться в авторскую живопись. Масштабная реставрация и историко-художественное исследование эскизов композиции «Евхаристия» В.М. Васнецова выполнены на высочайшем профессиональном уровне. Живописные полотна предназначены для размещения в постоянной экспозиции Государственного исторического музея.
Аккредитация в пресс-службе ГИМ: тел/факс 692-0151