НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Первобытное мореплавание». Соловецкий музей-заповедник.

c 25 по 28 мая 2009Архангельская область
Соловецкие острова. Архитектурный ансамбль Соловецкого кремля (16-19 в.).
Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник представляет проект «Первобытное мореплавание: комплексная реконструкция средств и маршрутов передвижения в западной части Белого моря»

Цель: на основании полевых археологических, этнографических и агиографических источников реконструировать один из возможных способов передвижения по Белому морю в эпохи камня – раннего металла (V – I тыс. до н.э.) и Средневековья.

Задачи:

Проанализировать археологические, палинологические, этнографические и агиографические источники для выявления наиболее вероятных способов передвижения по Белому морю в древности (эпохи камня – раннего металла) и в Средние века (XII – XV вв.).

Изготовить берестяную каркасную лодку грузоподьемностью до 300 кг. как одно из наиболее вероятных средств передвижения между побережьем и островами Белого моря в древности, прослеживаемых по археологическим материалам.

Выявить наиболее вероятные морские пути, связывавшие побережье и Соловецкий архипелаг в древности и прослеживаемые по археологическим источникам.

Организовать и осуществить экспериментальный переход трёх членов археологической экспедиции ФГУК СГИАПМЗ по маршруту Кемь - Соловки как пример исторической реконструкции древних способов и путей передвижения по Белому морю.

Организовать презентацию проекта – эксперимента и экспонирование берестяной лодки на базе СГИАПМЗ.

Краткая справка. Исторический факт существования древнего плавания в Белом море, начиная с середины V тысячелетия до н.э., установлен в ходе многолетних полевых исследований различных категорий и групп первобытных археологических памятников Беломорья: петроглифов Залавруги (р. Выг), стоянок, мастерских и местонахождений кремнёвой и кварцевой индустрии на западном и южном побережьях, архипелаге Кузова и Соловецких островах, а также комплексов культовых и символических сложений, расположенных на беломорских островах. Бесспорным свидетельством развитой практики мореплавания является присутствие десятков сезонных поселений на островах Белого моря, датирующихся по керамике и радиоуглероду эпохами камня – раннего металла (контрольные даты 6460-+ 70; 5900+- 400; 5340+- 70; 4320-+230; 2250+-20 ВР и др.), а также тысячи разновременных каменных сложений (лабиринтов, насыпей, символических выкладок), для сооружения которых были необходимы сотни поездок туда материковых жителей.

Вместе с тем, не до конца решённым является вопрос о характере средств передвижения по Белому морю в древности. Согласно данных палинологии (Девятова, 1976) и интерпретации некоторых сюжетов наскальных изображений (лодки с гребцами и без людей, сцены морской охоты с применением лодок) обитатели западного побережья сооружали лодки - долблёнки с балансиром вместимостью от 3 до 24 человек (Савватеев, 1970). Каменный инвентарь раскопанных стоянок (якорные камни весом ок. 5 кг, кварцевые и сланцевые топоры, тесла, ножи, скребки, проколки), остеологический материал – кости морских млекопитающих под валунными курганами (Мартынов, 2002), а также археологические аналоги (Гурина, 1997; Ошибкина, 2006) позволяют сделать вывод об изготовлении и использовании древним и средневековым населением Беломорья каркасных лодок с обшивкой из выделанных, сшитых и склеенных шкур морских животных (Мартынов, 2003, 2006). Вторая разновидность каркасных лодок, с большой долей вероятности бытовавших и в первобытную эпоху и в «домонастырское» Средневековье, - берестяные лодки (Шутихин, 2007). Бесспорными преимуществами берестяных каркасных лодок перед кожаными были наличие в северных лесах практически готового к использованию строительного материала, простота и быстрота их сооружения, недостатком – меньшая прочность по сравнению с каркасными кожаными лодками и долблёнками.

На основании изучения археологических, этнографических и иконографических источников народным мастером по бересте А.В. Шутихиным (г. Котлас) в 2007 году была изготовлена берестяная лодка длиной 4.50 м., шириной 0.90 м. и весом 35 кг., на которой пройден путь длиной ок. 600 км по реке Северной Двине. Общий вес двух гребцов и груза составил около 300 кг. Таким образом, практическая возможность передвижения одного – двух человек с минимальным грузом на длинные расстояния по крупной реке была доказана.

Настоящим проектом предпринимается первая в истории исследования морской практики Беломорья попытка экспериментально доказать возможность передвижения на каркасной берестяной лодке в первобытную эпоху и в классическом Средневековье на значительные расстояния по Белому морю в летний период посредством прохождения от устья р. Кемь через Кемские шхеры и архипелаг Кузова до Б. Соловецкого острова.

www.museum.ru/N36572
Ваше мнение »»

»»Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник (Соловки)
Адрес:Архангельская область, Приморский район, пос. Соловецкий
Телефоны:(81835) 9-02-41, 9-02-81, 9-03-21
сайт:www.solovky.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: исторические, презентации

важные события  x    ?  

новости от 22.03.2023  x    ?  


Международный день театра в Архангельском

Выставочный проект "Площадь Островского". К 200-летию со дня рождения А.Н. Островского

"В Петербурге мы сойдемся снова…". Осип Мандельштам в иллюстрациях Екатерины Посецельской

Выставка «Талисман в дорогу» в Эрарте

Дагестан Расула Гамзатова

Выставка-презентация «100 лет ЦСКА»

Два "Гамлета", один занавес: Бахрушинский музей публикует уникальные эскизы Давида Боровского

К 270-летию атамана М.И. Платова. Выставка молодых художников «Пою тебе, казачий Дон»

Дорога к океану. Северный путь

XVI Международный конкурс исследовательских работ школьников

Александр Яшин - Василий Белов: "больше, чем друг…"

Выставка «Военная память Донбасса»

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Презентация издания «Алексей Щусев. Архитектор, художник, директор. К 150-летию»

Фестиваль «Детские дни» в Музее-квартире Александра Блока

Международный день птиц в Дарвиновском музее

Выставка "Санкт-Петербург - столица Российской империи: к 320-летию со дня основания города"

Ростислав Добужинский, к 120-летию со дня рождения

V Всероссийская выставка скрипичных мастеров в Шереметевском дворце - Музее музыки

Выставка «Русский Север»

VI Межмузейно-вузовский фестиваль «В музей – сегодня, в науку – завтра!»

Выставка «Верность дружбе» на Усадьбе М.А. Шолохова

Юбилейная выставка живописи и графики Бориса Мессерера «Темы и вариации»

Выставка живописи Елены Никитиной "Палитра воспоминаний"

XXX Международная выставка "Железнодорожная модель - 2023"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru