НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Сто театральных эскизов» Ивана Севастьянова.

c 5 по 17 мая 2009Москва
«Сто театральных эскизов» Ивана Севастьянова.
«Сто театральных эскизов» Ивана Севастьянова.
«Сто театральных эскизов» Ивана Севастьянова.
Впервые за последние 40 лет любители искусства и театра смогут увидеть около 100 работ замечательного театрального художника, заслуженного деятеля искусств и народного художника РСФСР Ивана Севастьянова (1920-2004). На персональной выставке в Центральном Доме художника будет представлено 10 живописных полотен, 66 графических эскизов декораций, выполненных в смешанной технике, и порядка 30 эскизов костюмов, выполненных в основном акварелью. Все они созданы Иваном Васильевичем Севастьяновым к различным театральным постановкам, преимущественно в Новосибирске и Ленинграде-Санкт-Петербурге в период с 1945 по 1995 годы.

Куратор выставки Ксения Цанн-кай-си, автор-составитель каталога, изданного к проекту: «Весной 2006 года, собирая первый аукцион русской и советской живописи аукционного дома «Кабинетъ», я впервые увидела работы Ивана Севастьянова в одном из букинистических магазинов Москвы. Тогда мне было известно о нем только, что он достаточно долго работал главным художником театра оперы и балета им С.М. Кирова – бывшей-будущей Мариинки, - и после его смерти наследники продают его работы. Впрочем, по нескольким папкам с эскизами декораций и костюмов уже было понятно, что это лишь малая часть огромного наследия очень яркого и талантливого театрального художника. Мне досталось тогда около двухсот его работ. За несколько лет что-то из этих папок было раздарено друзьям, что-то выставлялось на аукционы, часть работ быта куплена знакомыми дизайнерами и архитекторами для интерьеров частных домов. Но большая часть так и пролежала в папках».

Конечно, наследие художника значительно обширнее: только в Саратове Севастьянов создал как художник более тридцати спектаклей, а еще несколько десятков – в Новосибирске и Ленинграде, многочисленные постановки в 80-е годы в театрах стран тогда социалистического лагеря и союзных республик. Всего – около 200 театральных постановок! Причем каждая постановка, – это несколько десятков, если не сотен листов картона или бумаги метрового размера, расписанных гуашью, темперой, акварелью. Каждый костюм – иногда это десятки действующих лиц в многоактных операх – проработан с удивительной тщательностью, вплоть до указания материалов, приколотых кусочками булавками к листам, перечисления фамилий артистов нескольких составов. Такая «щепетильность» была очень свойственна Александру Бенуа. У того только многочисленные надписи на эскизах – по-французски.

Иван Севастьянов прожил долгую жизнь. Он родился в 1920 году в Саратовской губернии и скончался в 2004 году в Санкт-Петербурге. Учитывая время и место его жизни, остается только удивляться, насколько удачно сложилась его судьба. Тридцатые-начало сороковых годов в Саратове, – для начинающего художника огромная удача. Прежде всего, это сам город, где плотность ярких и талантливых русских художников на единицу времени и пространства переходила все разумные пределы. И хотя в сороковые годы, когда Севастьянов учился и начинал работать, Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Петрова-Водкина и Уткина в Саратове уже не было, все предпосылки для его обучения и жизни в уникальной художественной среде уже сложились.

Он учился на театрально-декорационном курсе Саратовского художественного училища. Вход в училище был, собственно, боковым входом в здание Радищевского музея. Музей, изначально сформированный А.П. Боголюбовым, с его уникальной коллекцией французской живописи (Александр III разрешил Боголюбову отобрать для музея ряд картин из запасников Эрмитажа, Императорская Академия Художеств была дарителем музея), к 40-м годам ХХ века оказался – одно из парадоксальных деяний советской власти – укомплектован первоклассной русской живописью новейшего времени. Работы Кончаловского, Головина, Ульянова, Лентулова, Малевича, Крымова, Розановой, Экстер, Шевченко вошли в экспозицию музея наряду с картинами великих саратовцев. Все это вместе давало возможность получить поистине европейское художественное образование в сотнях километров от Москвы и Ленинграда и в тысячах – от европейских столиц.

В училище он был учеником И.Щеглова и Б.Миловидова, ученика Уткина. В годы войны – опять же к вопросу относительности времени и места в его судьбе – он становится учеником и помощником В.Дмитриева, главного художника эвакуированного в Саратов МХАТа, в молодости – ученика Петрова-Водкина и студийца экспериментальной студии Мейерхольда. После войны – учеником Н.Гущина, одного из выдающихся художников русского зарубежья. Тот опять же оказался в Саратове «благодаря» запрету на проживание в столице после возвращения из эмиграции в 1947 году. Тогда же вернулся в Саратов после десяти лет сталинских лагерей еще один яркий художник, человек из осколков Серебряного века – Валентин Юстицкий.

В 1940 году Севастьянов пришел на работу в театр. А в 1945 г. он уже главный художник Саратовского театра оперы и балета. В том году здесь ставили «Фауста» Гуно. От этого «Фауста» в коллекции остался выполненный маслом эскиз декорации I действия.

С 1952 года И.В. Севастьянов был главным художником Новосибирского театра оперы и балета. Это, пожалуй, самый плодотворный период в его жизни. Десятки постановок. В самом, кстати, большом российском театре. Сцена глубиной 30 метров с колосниками высотой 29,5 метра. Большой зал вмещает почти 2000 зрителей. И все это великолепие – в распоряжении главного художника театра. В Новосибирске Севастьянов ставит «Чародейку», «Майскую ночь», «Садко», «Ромео и Джульетту», «Сказку о царе Салтане», «Лебединое озеро», «Бориса Годунова» и многое другое, – практически весь классический оперный репертуар и множество балетов. Там же ставятся и многие экспериментальные вещи – опера венгерского классика Френца Эркеля «Банк Бан», балет китайца Чжан Сяо-ху «Драгоценный цветок лотоса». Работая в Новосибирске, Севастьянов получил звание народного художника РСФСР. Это много значило в художественной иерархии в 60-е годы прошлого столетия. Собственно, это и сегодня остается одним из критериев профессионализма художника и реальной оценкой его достижений. «Народный художник» при советской власти, чтобы там не говорили, это как звание «классного художника» в царской России.

С 1963 по 1976 гг. Севастьянов работает в Кировском театре в Ленинграде. Одни из самых красивых эскизов этого периода – к «русским» операм и балетам – опубликованы в изданном к выставке каталоге. «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Хованщина», «Царская невеста» – неизменная часть оперного репертуара любого российского театра. Здесь у Севастьянова много предшественников: от Билибина, Коровина, Добужинского, Головина до Рериха и Федоровского. Все они в той или иной мере повлияли на его художественный стиль. Работы Севастьянова, безусловно, находятся в общей традиции русского театрального искусства.

На протяжении всей своей жизни Севастьянов был востребован как художник. С 1952 – участник всех крупнейших выставок театрально-декорационного искусства. А в 1971 прошла персональная выставка в Москве.

Наследие художника Ивана Севастьянова многократно больше представленного в каталоге и на выставке. Его, несомненно, будут изучать искусствоведы и историки театра – и можно только позавидовать тому, кто будет работать в будущем с этими яркими, живыми, мастерски и талантливо сделанными работами, достойными не одной небольшой выставки, а большого ретроспективного показа, красивого фильма, подробной книги.

Надо отметить, что эта выставка будет интересна как взрослым любителям и ценителям изобразительного искусства и театра, так и детям – ведь на ней представлены иллюстрации к классическим театральным постановкам, в том числе и к многочисленным сказкам.

Организатор выставки: Фонд содействия изучению, сохранению и популяризации культурного и исторического наследия «Наше искусство» (Президент Фонда Константин Журомский). Куратор выставки, автор-составитель каталога Ксения Цанн-кай-си. Реставрация живописных работ для выставки выполнена Юрием Ланглебеном.

Организаторы выставки выражают искреннюю благодарность театроведу и историку искусства Анаид Оганесян за помощь в описании и систематизации работ И.В. Севастьянова.

www.museum.ru/N36467
Ваше мнение »»

»»Центральный Дом художника (ЦДХ)
Адрес:город Москва, Крымский вал, 10


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 06.11.2024  x    ?  


«Город пышный, город бедный…». По Петербургу с Пушкиным и Достоевским

Выставка «Кресты Рогожской слободы. Каменная резьба XVI в. Итоги реставрации» в Музее им. Андрея Рублева

Белый мрамор России. Коелга. Скульптуры Виктора Грачева

Дмитрий Иконников. Место, где мне всегда хорошо

Станиславский: в поисках «синей птицы» - выставка Бахрушинского музея в Софии

Эдуард Мхоян. В гостях у Минотавра

От классицизма до ар-деко: выставка "Архитектура и мода. В потоке времени" на ВДНХ

XLIII Международный музыкальный фестиваль "Декабрьские вечера Святослава Рихтера". Торжество природы

Выставка «Кнопка и модернизм» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

Зимние сезоны в Москве и Санкт-Петербурге. Выставка в музее-заповеднике «Коломенское»

Выставка «Русские и сето. Одна земля, общая история»

К 145-летию со дня рождения Кузьмы Петрова-Водкина. Выставка из частных собраний Москвы и С.-Петербурга

Источник красоты. Художественное стекло Лотарингии эпохи ар нуво

Музей транспорта Москвы на ВДНХ приглашает на выставку "Ты выглядишь на все 100!"

Петр Иванович Грошев. Юбилейная персональная выставка

"Его величество фарфор!". Выставка в Псковском музее-заповеднике

Выставка "Образы Африки. Коллекция Казанского университета" в Музее Востока

Выставка «Фотопоэзия души Донского края»

Музейно-педагогический практикум по программам, посвященным эпохе правления первых Романовых

Лаборатория "Арсенал практик" по развитию программ доступности в музеях

Гегам Погосян. "Первая выставка" (живопись, графика)

Алиса Лю «О наивной хрупкости»

Концерт XI Международного музыкального «Коган-фестиваля» В Угличском музее

DISEGNO. Итальянские гравюры и рисунки Возрождения и маньеризма

Бабочки Поднебесной. Выставка картин Александра Разбойникова в Историческом музее Южного Урала

Натюрморт. Пейзаж. Посвящение Анатолию Никольскому

Аннушка Броше. Пандора. Распаковка


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru