НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Ближе к телу: Русский костюм в фотографиях ХХ-XIX вв.

c 16 апреля по 10 мая 2009Москва
Ближе к телу:  Русский костюм в фотографиях ХХ-XIX вв.
Ближе к телу:  Русский костюм в фотографиях ХХ-XIX вв.
Ближе к телу:  Русский костюм в фотографиях ХХ-XIX вв.
Ближе к телу: Русский костюм в фотографиях ХХ-XIX вв. Совместный проект: Всероссийской государственной библиотеки по искусству, Государственного Литературного музея, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Киноконцерна «Мосфильм», Музея «Московский Дом фотографии», Российской государственной библиотеки, Российского этнографического музея.

Одежда – «вторая кожа» человека, повседневная необходимость, произведение искусства, проекция идентичности, политическое оружие, магазинный товар, средство соблазна, фотографический объект…

Одежда народная, народный костюм – любопытнейший исторический феномен, живущий по своей логике, имеющий своеобычную конструкцию и палитру, «омузеенный» и хранимый, реконструируемый и зафиксированный в миллионах фотографий. Этот проект – фотографический дайджест народного русского костюма: от этнографической фотографии до современного искусства.

Русский традиционный костюм начал складываться в XII–XIII веках, и вплоть до начала XVIII века его носили цари и князья, бояре и купцы, ремесленники и крестьяне. Женский силуэт в традиционной культуре вплоть до середины ХХ века формировал прямоугольный поневный (южнорусский) комплекс и треугольно-трапецевидный сарафанный (севернорусский). Мужской костюм и в южной, и в северной России был гораздо однотипнее и скромнее женского: рубаху-косоворотку подвязывали поясом «под пузом» и выпускали поверх нешироких, заправленных в сапоги штанов-портов. Сами формы костюма (пропорции, цветовая гамма) естественным образом соответствовали определенному антропологическому типу: русоволосые и светлоглазые северянки в праздничном костюме предпочитали пастельную гамму и вытянутые формы, темноволосые и темноглазые южане оперировали контрастной черно-бело-красной палитрой.

С приходом к власти Петра I наступает время «политической цензуры» костюма: специальным указом 1700 года в России вводится городской костюм по западноевропейскому образцу. Екатерина II продолжает следить за костюмом своих подданных: но именно при ее правлении впервые возникает «мода на русское». Согласно придворному этикету (1782), в некоторые торжественные дни дамы обязаны были являться ко двору в «русском платье» – сарафане на корсаже и юбке.

Следующая волна «моды на русское» была связана с Отечественной войной 1812 года: тогда в Европе стали носить красные и синие русские сарафаны с ампирной (завышенной) талией. Николай I вводит (1834) новое придворное платье, дополненное кокошником, а при Александре III у высших воинских чинов появляется униформа с элементами «русского» кроя.

Во второй половине XIX – начале XX веков в крупных российских городах получил распространение костюм в т.н. «псевдорусском стиле», состоявший из платья или юбки с кофтой, декорированных вместо вышивок ручной работы тесьмой и кружевами фабричного производства. Весь наряд дополнялся лентами, бусами, платками и прочими аксессуарами, отсылающими к народной крестьянской одежде. В богатых семьях кормилицы и нянюшки носили кокошник и сарафан, ставшие их «профессиональным» костюмом, своего рода униформой.

С самого начала своего появления в России в середине XIX века фотография становится одним из самых эффективных способов документирования народной жизни и основой создания многочисленных распространяемых по всему миру открыток и альбомов с т.н. «русскими типами», бытовыми и жанровыми сценками, портретами крестьян в национальных костюмах.

Русский костюм, травмированный политическими реформами, был реанимирован русским искусством, перестав быть исторической реальностью, он становится культурным символом. Сюжеты на народные темы – Пушкина и Бажова, Островского и Шолохова, становятся классическими, – разыгрываются в театрах, экранизируются кинематографом. «Типы» становятся типажами, «актеров в ролях» в костюмах Врубеля и Билибина снимают ведущие фотографические ателье страны… В XX веке фотогеничнейший народный костюм визуализируется кинематографом: исторические фильмы, фильмы-сказки, комедии… На киностудиях составляются огромные альбомы кинопроб, массовыми тиражами расходятся журналы, открытки, плакаты, афиши.

В 1860-е рождается haute couture, мода обретает статус искусства, попадает в музей, показы моделей превращаются в шоу и перформансы. Уже Ман Рэй фотографировал модную одежду, Трейси Эмин делала рекламу для Вивьен Вествуд, Синди Шерман – для Comme des garcons. В России Валерий Плотников снимает моделей Славы Зайцева, студия «Аппликация» работает с Татьяной Парфеновой. Советская самодеятельность и эстрада, используя «народные» мотивы и темы, порой доводила их до китча. Китч этот разоблачается и выворачивается наизнанку в современном искусстве, где русский народный костюм становится атрибутом перформансов и инсталляций.

Фотография, «помня» о Венецианове и Васнецове, повторяя позы и жесты, найденные живописцами и графиками – возвращает свой долг: с фотографических карточек пишут картины, рисуют акварели, делают иллюстрации. Фотография, экспериментируя с палитрой, светом и оптикой, обыгрывая сюжеты и подбирая модели, создает собственную оригинальную «картину мира», предлагает свой взгляд на реальность.

Куратор: Анна Петрова

www.museum.ru/N36233
Ваше мнение »»

»»ГРАУНД Солянка
Адрес:город Москва, ул. Солянка, 1/2, стр. 2 (вход с ул. Забелина)
Телефоны:(495) 621-6332
сайт:solyankagallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 06.10.2025  x    ?  


Выставка «Икона «галантного века»» в Музее имени Андрея Рублева

«Свет между мирами». Искусство 1920-х -1930-х годов через встречу музейных коллекций России и Узбекистана

Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург

Дым и пламень Востока: ружья Османской империи XVII–XIX веков. Из собрания Государственного Эрмитажа

В Москве откроется Центральный музей российского казачества

Выставка «Свой взгляд» в Бородинской панораме

Андрей Тарковский: про него и про кино

Выставка «Роль и линия» Александра Коноплёва (1943-2021) и Андрея Костина (1947-2000) в МВК РАХ

От "Маленьких трагедий" до "Братьев Карамазовых". Русская классика в книжной иллюстрации. 1929-1990

Выставка «Елизавета Кругликова и вокруг» в Третьяковской галерее

Борис Мессерер. Калейдоскоп времени

Музей завершил комплексную реставрацию объекта культурного наследия

Новый музыкальный фестиваль "ИЮНостЬ" в Музее музыки

Выставка "МУАРстерские" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Летний фестиваль-интенсив «Алгоритмы познания» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка "Машины эмпатии" в Западном павильоне Михайловского замка

Новый сезон в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Полосатое совершенство»: амурские тигры и другие обитатели Приморского края в работах художников

Горизонт событий. Выставка авторского стекла Анны Бутиной

Николай Шалаев "Остановленное мгновение"

Выставка произведений Валерия и Ларисы Блохиных «Живопись» в Музейно-выставочном центре РАХ


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru