НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Говорящий художник». Европейский университет в Санкт-Петербурге.

19 марта 2009Санкт-Петербург
Проект факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге «Говорящий художник» 19 марта в 19 ч. Конференц-зал, Гагаринская ул., 3 (метро «Чернышевская»)

Европейский университет в Санкт-Петербурге начинает проект, цель которого – создание нейтральной территории для анализа современного искусства, где станут встречаться художники и ученые. Ведущие арт-деятели Москвы и Петербурга представят свое видение актуальных художественных проблем. В программе весеннего семестра – Дмитрий Гутов и Виктор Мизиано.

Русское актуальное искусство, связанное с нонконформизмом советской эпохи, состоялось: оно представлено на мировой и национальной художественной сценах, имеет своих героев, узнаваемых в медиапространстве, порождает сенсации и скандалы. В то же время, оно функционирует как относительно замкнутая система, сторонний взгляд на которую возвращает наблюдателя к набившим оскомину вопросам: есть ли основа для диалога общества и актуального искусства, насколько актуальный художник действительно стремится воздействовать на внехудожественный контекст, где пролегают (и насколько стабильны) границы художественных практик и «жизни»?

Художники 1990-2000-х экспериментировали с сообществом, пытались его пересконструировать, по-новому проводя границу между искусством и жизнью. Но почему в любом случае эффект оставался богемно-маргинальным? Почему основной потребитель подобных акций - на Западе, а не нашей в стране, где возрастает потребность в новом сообществе и, соответственно, возрастает потребность в новой системе смыслов?

Вопросы, еще недавно казавшиеся схоластическими, приобретают остроту в разгар кризиса, когда, с одной стороны, начинает сокращаться арт-рынок, а с другой как внешне бесцельная, так и открыто ангажированная деятельность актуальных художников неизбежно будет вызывать более острую реакцию различных общественных групп.

Эти вопросы требуют не злободневно-политического подхода: дискуссия в таком ключе мгновенно приобретает публицистический характер. Нужна «методологическая перезагрузка». Общественные амбиции актуального искусства неизбежно ставят вопросы: что искусство дает социологии и теории повседневной жизни, и что они могут дать современному искусству? Как выстраивается граница между искусством и средой - фигурой и фоном (the fine line, в терминах Зерубавеля), или fringe (в терминах Уильяма Джемса). Где находится рамка произведения, обязательна ли она? Не сломана ли актуальным искусством структура ”фигура-фон”, обязательная для визуальной репрезентации?

Следует вспомнить, что системный кризис 1970-х годов превратил социальную историю искусства в Великобритании и США в одну из центральных искусствоведческих методологий современности, нашедших опору в актуальных художественных движениях. Теперь и нам пора пройти по этой дороге, соединить возможности критического анализа и художественной репрезентации, и вспомнить, что Россия имеет свою традицию социального исследования искусств, которая была сформирована на основе отечественной художественной практики 1920-х годов.

Актуальное искусство вписано в интернациональный контекст и, как кажется, только в нем и может функционировать – рассчитывая как на «понимание», так и на «приобретение». Не оказалось ли оно при этом частью гламурной симуляции «современности» России (или демонстративной анти-модерности, как о том могут свидетельствовать итоги последней премии Кандинского)? Следует понять, какие общественные группы оказываются заказчиками и потребителями актуального искусства в сегодняшней России, какие могут в перспективе стать ими. Пора, наконец, посмотреть «назад» и «внутрь», чтобы понять, как опыт отечественного contemporary art соотносится с главными русскими художественными проектами прошлого: Передвижничеством, «Миром искусства» и авангардом? Соотносится не в смысле преемственности «языка» (такая преемственность далеко не всегда очевидн), а в области социальной – в способах выстраивания дискурса, создания публики и превращения своей художественной повестки дня в «национальную». Опыты успешного решения этих задач русское искусство знает.

Дмитрий Гутов

Закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия Художеств) в Санкт-Петербурге, факультет теории и истории искусств.

Теоретик и практик современного искусства, автор более 20 работ, посвященных как современным процессам искусства, так и его истории.

Организатор и идеолог «Института Лифшица» - центра исследования наследия крупнейшего советского эстетика-маркиста М.А.Лифшица.

Автор многочисленных живописных, видео- и фоторабот.

Номинант на премию Василия Кандинского в разделе «Проект года», 2008 г.

Участник индивидуальных и групповых выставок и арт-проектов:

Выставка "Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным. 1926-1936 годы", Москва (2008), Проект "Верю", Винзавод, Москва (2007)

Выставка "Оттепель", приуроченная к 15-летию галереи Марата Гельмана, Государственный Русский музей, Галерея Марата Гельмана, Мраморный дворец, Санкт-Петербург (2007), Выставка Documenta, Кассель (2007) Выставка "Повтор, канон, возврат, замедление, оцепенение", Галерея Марата Гельмана Москва, (2006), “9000 километров” (Европейский университет, 2006), 8 1/2. Художники начала века: видеоарт", галерея WAM, Москва (2005), "Я чужой на этом празднике жизни", галерея "Файн Арт", Москва (2003), Проект "Память тела (Нижнее белье советской эпохи)", Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург (2000), Проект "Искусство против географии", Государственный Русский музей, Галерея Марата Гельмана, Мраморный дворец, Санкт- Петербург (2000).

Контактный телефон: (812)275-51-42.

Электронный адрес:

www.museum.ru/N35995
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, презентации

важные события  x    ?  

новости от 23.04.2024  x    ?  


Античность. Система координат - проект музея-заповедника «Архангельское» в парке «Зарядье»

Открытие летнего сезона в Петергофе

Зураб Церетели. Солнечный сад. Выставка к 90-летию художника

Выставка «Светлейший князь Г.А. Потёмкин-Таврический» в Центре «Эрмитаж – Выборг»

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II

Выставка «Строкою Пушкина воспето…» в Русском музее фотографии

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Жерар Юфера. Один день в музее

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной» в KGallery

Дмитрий Стрелков "Живописная партитура". Живопись

Выставка-ретроспектива "Дневник Победы" в Музее Востока

Лоик. Скульптура войны и мира

Выставка к 80-летию освобождения Крыма и Севастополя от немецко-фашистских захватчиков

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы»

Выставка "Град Петра в судьбе Ф.И. Тютчева"

Франц Рубо. Картины для всеобщего обозрения

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Выставка "Ювелирное искусство Александра Голикова" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Николай Львов. Избранное

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка «Хвостатая душа Петербурга»

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Выставка "ART548"

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru