НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Анатолий Шугрин. 1906-1987. Живопись. Графика. Коллаж. Скульптура.

c 6 февраля по 1 марта 2009Москва
Портрет мужчины в очках и бабочке (Зеленый человек). Оргалит, масло. 38х32. Собрание семьи художника
Семья. 1950-60-е. Холст, масло. 136х115,5. Частное собрание
Лежащая обнаженная с девочкой. Картон, масло. 35х51. Собрание семьи художника

Выставка пройдет по адресу: Малый Толмачевский переулок, 6

Выставочный зал в Толмачах продолжает открывать широкой публике забытые имена мастеров XX века, творчество которых по разным причинам мало известно, но значимо для истории отечественного искусства. Первая в России персональная выставка Анатолия Ивановича Шугрина (1906–1987) знакомит с мастером, чьи искания оказались созвучны развитию европейского модернизма.

Неординарная личность А.И.Шугрина – широко одаренного и ни с кем не схожего представителя неподцензурного искусства России середины ХХ столетия – еще ждет исследования. Живописец и скульптор, он оказался в тени прежде всего из-за отсутствия его произведений в ведущих музеях и на крупных выставках. Лишь однажды в составе Общества московских художников он участвовал в масштабной выставке «Художники РСФСР за XV лет» (Москва,1933).

Единственная персональная ретроспектива Шугрина состоялась в 1982 в Вашингтоне, вызвав всплеск интереса со стороны частных собирателей.

На раннем этапе творчества художник пробовал себя в театрально-декорационном искусстве; в живописи следовал традиции московской школы. На формирование его творческой индивидуальности серьезно повлиял М.К.Соколов, преподававший в Государственном техникуме изобразительных искусств в память Восстания 1905 года (ныне – МГАХУ памяти 1905 года), где Шугрин учился в 1925–1930. С этим выдающимся мастером, который в сталинские годы подвергся репрессиям, Шугрин сохранил дружеские отношения вплоть до его кончины. Однако это был не единственный импульс – Шугрина серьезно интересовало искусство Западной Европы, как старые мастера, так и новейшие течения, особенно Италии и Франции: творчество А.Модильяни, П.Пикассо, А.Дерена, А.Матисса, Ж.Руо, Дж.Моранди, Дж. Де Кирико. Среди своих московских коллег он высоко ценил П.Кузнецова, А.Тышлера, Н.Синезубова.

С конца 1920-х годов Шугрин был членом творческих объединений, работал по заказам. До наших дней в основном дошли фоторепродукции картин, исполненных им в годы Великой Отечественной войны, когда художник служил в Красной Армии: военные пейзажи, портреты исторических личностей, современных автору деятелей науки и культуры. Вступив в 1945 в МОСХ, Шугрин держался особняком в профессиональной среде и не примыкал к какому-либо конкретному направлению. В послевоенные годы он преподавал рисунок в Московской художественной школе №1 и Строгановском училище, считался выдающимся педагогом. По воспоминаниям учеников, помня печальный опыт М.К.Соколова, Шугрин не стремился выставляться, а свои новые произведения показывал дома узкому кругу друзей.

Большинство ранних работ художника уничтожено в годы войны, что затрудняет анализ его творческой эволюции. Однако специалисты полагают, что важный период экспериментов с цветом, формой, фактурой у мастера, тяготевшего к декоративизму и экспрессии, наступил на рубеже 1930-х и 1940-х годов. Живопись его стала плоскостной и слегка геометризованной, приобрела сложный и напряженный колорит. В более поздних абстрактных коллажах и скульптуре звучат отголоски беспредметного искусства 1910–1920-х годов. Все это впоследствии позволило говорить о Шугрине как о продолжателе традиций авангарда.

Образная система художника, по-видимому, сформировалась еще в юности и с годами лишь пластически трансформировалась, реконструировалась. Сюжеты многих картин переводились в рельефы и круглую пластику и возвращались в живопись. Шугрин варьировал одни и те же мотивы – интерьерные сцены, семейные портреты, изображение детей и обнаженных, идиллических прогулок в парках. Датировка многих произведений остается спорной: художник не указывал время создания и не давал названий своим работам, неоднократно к ним возвращаясь. Он словно оставлял возможность многозначной и свободной интерпретации своего творчества.

В наши дни произведения А.И.Шугрина хранятся в музеях Нукуса, Ярославля, Новосибирска и Тбилиси, в частных коллекциях России и зарубежья (Франции, Венгрии, США и других стран).

В состав ретроспективы А.И.Шугрина в Третьяковской галерее включено около 80 работ 1930–1970-х годов из собрания семьи автора и частных коллекций Москвы и С.-Петербурга.

Пресс-показ – 5 февраля в 16.00

Вернисаж – 5 февраля в 18.00

Выставка пройдет по адресу: Малый Толмачевский переулок, 6

Аккредитация в пресс-службе ГТГ: тел. – 957 0792, тел./факс – 953 3375 е-mail:

www.museum.ru/N35640
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 21.05.2025  x    ?  


Выставка «Шолохов. С любовью к миру, Отечеству, людям»

120-летие со дня рождения М.А. Шолохова

К 120-летию Михаила Шолохова. Выставка «Он сражался за Родину» в Музее Победы

К юбилею Иосифа Бродского: кураторский перформанс и "открытый микрофон" в саду Фонтанного Дома

"Галерея не лиц, но личностей" - русские писатели в изображении художника Ивана Пархоменко

Выставка "Святая Русь и Честный Дон" в Российской национальной библиотеке

Сорок пять сорок пятого. Искусство радости

Выставка «Улица» Дениса Раудсеппа в Томском областном художественном музее

Африка в Музее Востока

Эрмитажные мгновения – 2025

Выставка "Дагестан: былинный и земной" в Музее современной истории России

Димитри Зоэллен. 713 жизней Чарли

Евгений Тыкоцкий. Встречи и расставания

Выставка «Россия. Дон. Шолохов» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Конференция «Изучение творчества М.А. Шолохова на современном этапе: проблемы, концепции, подходы»

Шмаров Михаил. Мастер Петровской глиняной игрушки

Вышел в свет новый номер журнала «Мир Шолохова»

Это всего лишь тайна. Вокруг Елены Суровцевой

В рамках фестиваля «Иное/Наивное». Выставка «Казанский наив»

Человек. Ближний круг вещей и пространство

Бестиарий 2025. Ежегодная выставка работ современных художников-анималистов в Дарвиновском музее

Александр Башлачев. Часовой всех времен

Выставка «Жизнь замечательных собак» в Русском музее

Мой мир. Керамика Ирины Черновой

Историко-просветительская конференция "Актуальность Суворовского наследия в Год защитника Отечества"

Глазами Веры

"Комната сказок" Детского музыкального театра имени Н.И. Сац

К юбилею художника. Выставка «Георгий Постников. 75» в Музее Достоевского

Суровый стиль Петра Оссовского. К 100-летию художника

Выставка «Отпечатки» в Новосибирском художественном музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru