НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Фарфор, фаянс, майолика» в Трятьяковской галерее.

c 24 декабря 2008 по 1 июня 2009Москва
Фрих-Хар И.Г. Негр под пальмой. 1929 Торшер. Фаянс, роспись, позолота
Холодная М.П. Скульптор И.Г. Фрих-Хар. 1975. Терракота
Сотников А.Г. Дед Мазай и зайцы. 1970. Фарфор, роспись
Фарфор, фаянс, майолика из собрания ГТГ

Выставка открыта по июнь 2009

Крымский Вал, 10, зал 24

Сменная экспозиция из фондов скульптуры ХХ века продолжает долгосрочный выставочный проект «Третьяковская галерея открывает свои запасники». По сложившейся традиции здесь собраны редко выставляемые и незнакомые публике произведения выдающихся мастеров, в данном случае – выполненные в разных техниках керамики на протяжении 1930–1970-х годов. Даже небольшое число работ, включенных в экспозицию, позволяет оценить стилистическое и жанровое многообразие скульптурной коллекции музея.

Нарядно-декоративная, в светлых тонах выставка в зале № 24 показывает мощный потенциал древнего гончарного ремесла. С веками керамика (так называют все изделия из обожженной глины) обрела множество разновидностей: фарфор, фаянс, терракоту и майолику. Сегодня керамика – органичная и значимая ветвь искусства скульптуры.

В центр зала помещена композиция Бориса Воробьева «Лежащий белый медведь» (фарфор, 1958). Фарфоровые статуэтки того же автора, много лет работавшего на Ломоносовском фарфоровом заводе, отсылают к первоисточнику – мелкой пластике, которую с XVIII века производило это знаменитое предприятие. Подражая Китаю и Западной Европе, Императорский фарфоровый завод помимо посуды изготавливал миниатюрные композиции с фигурами людей или животных, украшенные полихромной росписью и позолотой. Подхваченная подмосковными заводами Ф.Гарднера и А.Попова традиция сохранилась и в ХХ столетии.

В ХХ веке к керамике обращались крупнейшие скульпторы России, например Вера Мухина, чья статуэтка «Юрий Долгорукий» (1948) – это монумент в миниатюре. На ее примере ясны такие свойства фарфора, как светоносность и ослепительная белизна, которую с изысканным лаконизмом дополняет роспись золотом. Иные качества того же материала выявил Сергей Орлов – мастер скульптуры малых форм, вошедший в историю именно как автор памятника Юрию Долгорукому в Москве. Присущая фарфору пластичность позволяет добиться тончайших, будто кружевных, форм и сложных очертаний. Буйная поросль диковинных цветов, причудливая лепка фантастических персонажей характерны для композиций С.М.Орлова «Сказка» и «Иванушка на Коньке-Горбунке» (обе – 1944), созданных в период возросшего интереса к национальным традициям. В больших, но дробных работах с барочным обилием деталей и стремлением передать движение мелкая орнаментика обогащена яркой росписью.

Подобный динамизм и колористическая избыточность отличают произведения Зинаиды Баженовой, прежде всего в технике майолики, исполненные на Гжельском керамическом заводе («Русский танец», 1949). Подобно многим коллегам, З.В.Баженова успешно работала и в фарфоре, требующем самой «деликатной» манеры обращения, и в фаянсе – материале более пористом и менее пластичном.

Полвека посвятил керамике Исидор Фрих-Хар – оригинальный мастер, владевший всем многообразием формальных и технических методов. С 1928 по 1978 год он руководил художественной лабораторией Конаковского фаянсового завода. К работе в керамике он привлек лучших художников Москвы, их произведения снискали успех на Всемирной выставке 1937 года в Париже. И.Г.Фрих-Хар легко переходил от пластики в духе неопримитивизма («Негр под пальмой», фаянс, 1929) к жанру портрета-шаржа («Карандаш (артист Н.М.Румянцев)», фаянс, 1945) или окрашенной лиризмом анималистике в фарфоре. Впервые для демонстрации в музее заново смонтированы необычные работы И.Г.Фрих-Хара в майолике – огромные парные торшеры «Елки» (1955–1956), созданные на заводе в Гжели. Свет ламп усиливает радужные переливы глазури с добавками перламутра и металлов. Такую керамику монументальных форм в 1930–1950-е годы часто использовали для фонтанов, станций метро и павильонов ВДНХ.

Классиком фарфоровой пластики признан Алексей Сотников, с 1931 года по 1980-е работавший на Дулевском заводе. Лирическое дарование мастера проявилось в композициях «Материнство (Переполох)» (1947), «Весна» (1976). Выставка ярко показала эволюцию стиля А.Г.Сотникова – ученика В.Е.Татлина. Акцентируя обтекаемые объемы, выявляя тектонику композиции, А.Г.Сотников обыгрывал гладкую, блестящую поверхность фарфора, оттеняя его благородную белизну нежно-голубым, розовым и светло-коричневым тонами. Большая скульптура «Лев в цирке» (1962–1966) по условности образа близка резным деталям русского народного зодчества.

Свои особенности имеет в фарфоре жанр портрета: в небольшом масштабе легче создавать фигуры в рост, привнося черты бытового жанра. В силу декоративных свойств росписи выразительно контрастируют между собой образы деятелей театра в трактовке Ильи Слонима («С.В.Образцов», 1948) и Марии Литовченко («К.Н.Лаптев в роли Риголетто», 1962). Совсем иной характер у портретной статуэтки Марии Холодной «Скульптор И.Г.Фрих-Хар» (1975). Стремясь уйти от помпезности предыдущей эпохи, автор подчеркивает свойства терракоты – простейшей по технологии керамики с естественным цветом глины, не покрываемой глазурью, и разнообразит ее фактуру. Выставка керамики середины ХХ века – эмоционально просчитанная остановка в лабиринте постоянной экспозиции, рядом с хроникой художественной жизни СССР 1920–1950-х годов. Внезапно с драматического накала «большого стиля» зритель переключается на теплое, камерное искусство. Здесь особенно заметен диапазон таких скульпторов, как В.И.Мухина и И.Г.Фрих-Хар, чьи монументальные и станковые работы тоже представлены на Крымском Валу. Вместе с тем соседство с важнейшими тематическими разделами экспозиции «Искусство XX века» и выставкой театрально-декорационных эскизов более раннего периода, которому присуща дерзость эксперимента, позволяет увидеть сложность, противоречивость и разноплановость художественной жизни эпохи.

www.museum.ru/N35492
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 02.05.2025  x    ?  


Без права на забвение. К 80-летию Великой Победы

Открытие обновленной экспозиции «Псковский край в годы Великой Отечественной войны»

Выставка «Весна Победы» в Музее Победы

Иван Павлович Похитонов. К 175-летию со дня рождения

Вечер памяти "Исследователи творчества Ф.М. Достоевского в годы войны"

Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр

Выставка «Адрес памяти - Воскресенское» в Галерее искусств Зураба Церетели

Страна побед. К 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Наука победителей. История и историки Советского Союза во Второй мировой войне

Выставочный проект «Грани Победы»

Весенний Парад старинных автомобилей и мотоциклов "Ретромотор" в Москве

Плакаты "Окон ТАСС" на фасаде Российской национальной библиотеки

Выставка "Весна 45-го" в Вологодском кремле

«Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают»

Выставка «Песни военных лет» в Новосибирском художественном музее

Бессмертный полк музея-заповедника «Царское Село»: выставка на Камероновой галерее

Выставка «Победа! Живопись монументалиста» Романа Абдуллина в Галерее искусств Зураба Церетели

Евгений Злобин «Поэтика города. Ленинград 1950 – 1960-х»

Художественно-историческая выставка «41\45» к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

Выставка "Был месяц май…" в Музейном центре "Гамаюн"

Исторический театр вещей. Натюрморты Николая Смирнова

Выставка «Время собирать» во Всероссийском музее декоративного искусства

Новый туристический сезон в крепости Орешек. Программа мероприятий к 80-летию Победы

Выставка "Валентин Серов" в Музее Сурикова

Волшебство времён. Из коллекции фабрики "Елецкие кружева"

Выставочный проект «Вера – Подвиг – Победа» Российской академии художеств

Путь к Победе. Ленинград

Выставка "Ближе передовой" в Крепости Орешек

Литературно-этнографический праздник «Конь казаку всего дороже. Вёшенские шермиции»

Выставка Бахрушинского музея "Фронтовые дороги театров России" в Бердянске

Художники-фронтовики о Родине

Выставка «Святой Победоносец» в Музее имени Андрея Рублева


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru