НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Пространственные иконы. Текстуальное и перформативное».

16 января 2009Москва
Выставочные залы и Президиум Российской Академии художеств. Фасад здания
Российская академия художеств. Четвертое заседание Международного научно-методологического семинара «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИКОНЫ. ТЕКСТУАЛЬНОЕ И ПЕРФОРМАТИВНОЕ» под руководством А.М. Лидова, 16 января в 16.30 в Белом зале Российской академии художеств.

Тема семинара: ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА КИРИЧЕНКО «КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ И САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ»

Для выявления архитектурного своеобразия отечественного исторического города, который является одним из величайших созданий мирового искусства, представляется важным очертить структурную и выражаемую в формах организации пространств и объемов содержательную общность русского православного храма и русского исторического города. Их глубокое внутреннее родство не проанализировано и не закреплено на уровне понятий в отечественной научной мысли.

Однако этот факт вряд ли свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между типом города, храма и основополагающими постулатами православного и национального миропонимания, материализованными и явленными миру в предпочтительном типе храма и города. Об этом свидетельствует существование на протяжении долгого времени, равного почти тысячелетию, приверженности определенному типу церкви и столь же определенному типу организации городского пространства. Подобная приверженность однажды утвердившемуся канону вряд ли случайна. Можно предположить, что за этим фактом скрывается глубинная связь с фундаментальными основами вероучения одной из ветвей христианства, каковой является его восточная ветвь, и что через них в чертах древнерусского зодчества и отечественной архитектурной школы XVIII — начала XX в. преломились рожденные православием особенности национального самосознания.

В докладе будет сделана попытка объяснить предпочтение, отдававшееся католиками и православными на протяжении всей истории существования обеих версий христианства типам церковных зданий, организации внутреннего пространства храмов, их композиции и внешнего облика, способа включенности в окружающее пространство, опираясь на принятую в каждой из конфессий трактовку отношения человека к Богу и Бога к человеку. Автор опирается в числе прочих и на представленное в работе Б.А. Успенского «Крестное знамение и сакральное пространство. Почему православные крестятся справа налево, а католики – слева направо?» ( М. 2004) объяснение смысла, вкладываемого православными и католиками в древнейший ритуальный христианский жест крестного знамения. Католики, как известно, крестятся справа налево сами, и таким же образом осеняет кого-то крестом священник, тогда как православные крестятся справа налево, а осеняют кого-то или что-то крестом слева направо.

Об авторе: Е.И. Кириченко – один из ведущих исследователей русской художественной культуры Нового времени, доктор искусствоведения, академик РАХ, главный научный сотрудник Института истории и теории искусства РАХ. Она – автор ряда фундаментальных монографий, среди которых: Градостроительство России середины XIX – начала XX века. Книга I. Общая характеристика и теоретические проблемы ( 2001) ; Проблемы развития русской архитектуры середины XIX – начала XX века ( 1989); Русская архитектура 1830-1910 гг. (1988); Архитектурные теории XIX века в России ( 1986); Федор Шехтель ( 1973).

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДОКЛАДА:

Кириченко Е.И. Храм и Город. О содержательно-структурном единстве русского сакрального пространства // Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств / ред.-сост. А.М. Лидов. М., Индрик, 2009 (в печати)

КОНЦЕПЦИЯ СЕМИНАРА «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИКОНЫ» (Алексей Лидов):

Семинар посвящен особому явлению мировой художественной культуры, на которое лишь в самое последнее время обратили внимание историки искусства. Речь идет о "пространственных иконах", а именно о конкретных проектах создания "иконических" образов в пространстве. Такие образы могли возникать как между несколькими изображениями в определенной сакральной среде (храма, города, ландшафта), так и в контексте ритуального действа. Эти "иконы" не совпадали с любыми привычными изображениями на плоскости, существуя вне изобразительных схем. При этом "пространственные иконы" задумывались по законам иконографии, к возможностям которой прибавлялись световые, звуковые, ритуально-пластические и иные эффекты, образующих "срежиссированное" целое. Примечательно, что византийские «пространственные иконы», столь необычные в новоевропейском контексте, находят типологическую параллель в новейшем искусстве перформансов и мультимедийных инсталляций, которые и исторически, и содержательно не имеют с византийской традицией ничего общего. Однако базовый принцип, когда отсутствует единый источник изображения, а образ создается в пространстве под воздействием множества динамически меняющихся форм, делает их типологически родственными. Крайне важна и роль зрителя, который активно участвует в пересоздании пространственного образа. При всем различии технологий, эстетики, содержания, можно говорить об определенном типе восприятия образов, который во многих отношениях противоположен западно-европейскому пониманию «плоской картины», которое доминировало в художественном сознании в новое и новейшее время. Семинар предполагает обсуждение иного способа художественного видения, развивавшегося в древнем и средневековом искусстве, затем последовательно вытесненного и вновь обретаемого в наши дни. Таким образом речь идет о некоем альтернативном пути творчества, когда не самодовлеющий художественный предмет, а иконическое, в смысле соединяющее горнее и дольнее, пространство рассматривается как центр универсума. Осознание существования данного историко-художественного пласта стало возможным в контексте новой теории иеротопии, рассматривающей создание сакральных пространств как особую сферу творчества, которая должна быть изучена исторически (см. кн.: Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2006). Семинар предполагает широкие и интенсивные дискуссии, посвященные как конкретным примерам «пространственных икон» в разных культурах мира, так и обсуждения широкого круга теоретических проблем искусствоведения и актуальной художественной практики.

www.museum.ru/N35469
Ваше мнение »»

»»Выставочные залы Российской академии художеств
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, 21
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", выход на Гоголевский бульвар, тролл. № 15, авт. №№ 5, 15 до ост. "Академия художеств"
Телефоны:(495) 637-4150, 637-4771
сайт:rah.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: архитектурные, конференции

важные события  x    ?  

новости от 28.03.2024  x    ?  


К 210-летию взятия Парижа русскими войсками. Выставка "Пластилиновое войско Леонида Зайцева"

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Выставка Оксаны Архиповой "Страницы жизни" в АРТМУЗЕ

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

100 лет. Владимир Ветрогонский. Продолжение…

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Выставка к 130-летию со дня рождения выдающегося авиаконструктора С.В. Ильюшина в Музее Победы

Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Выставка "Изучать. Творить. Создавать" в усадьбе Измайлово

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности

Русская графика Серебряного века


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru