НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Пространственные иконы. Текстуальное и перформативное».

16 января 2009Москва
Выставочные залы и Президиум Российской Академии художеств. Фасад здания
Российская академия художеств. Четвертое заседание Международного научно-методологического семинара «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИКОНЫ. ТЕКСТУАЛЬНОЕ И ПЕРФОРМАТИВНОЕ» под руководством А.М. Лидова, 16 января в 16.30 в Белом зале Российской академии художеств.

Тема семинара: ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА КИРИЧЕНКО «КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ И САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ»

Для выявления архитектурного своеобразия отечественного исторического города, который является одним из величайших созданий мирового искусства, представляется важным очертить структурную и выражаемую в формах организации пространств и объемов содержательную общность русского православного храма и русского исторического города. Их глубокое внутреннее родство не проанализировано и не закреплено на уровне понятий в отечественной научной мысли.

Однако этот факт вряд ли свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между типом города, храма и основополагающими постулатами православного и национального миропонимания, материализованными и явленными миру в предпочтительном типе храма и города. Об этом свидетельствует существование на протяжении долгого времени, равного почти тысячелетию, приверженности определенному типу церкви и столь же определенному типу организации городского пространства. Подобная приверженность однажды утвердившемуся канону вряд ли случайна. Можно предположить, что за этим фактом скрывается глубинная связь с фундаментальными основами вероучения одной из ветвей христианства, каковой является его восточная ветвь, и что через них в чертах древнерусского зодчества и отечественной архитектурной школы XVIII — начала XX в. преломились рожденные православием особенности национального самосознания.

В докладе будет сделана попытка объяснить предпочтение, отдававшееся католиками и православными на протяжении всей истории существования обеих версий христианства типам церковных зданий, организации внутреннего пространства храмов, их композиции и внешнего облика, способа включенности в окружающее пространство, опираясь на принятую в каждой из конфессий трактовку отношения человека к Богу и Бога к человеку. Автор опирается в числе прочих и на представленное в работе Б.А. Успенского «Крестное знамение и сакральное пространство. Почему православные крестятся справа налево, а католики – слева направо?» ( М. 2004) объяснение смысла, вкладываемого православными и католиками в древнейший ритуальный христианский жест крестного знамения. Католики, как известно, крестятся справа налево сами, и таким же образом осеняет кого-то крестом священник, тогда как православные крестятся справа налево, а осеняют кого-то или что-то крестом слева направо.

Об авторе: Е.И. Кириченко – один из ведущих исследователей русской художественной культуры Нового времени, доктор искусствоведения, академик РАХ, главный научный сотрудник Института истории и теории искусства РАХ. Она – автор ряда фундаментальных монографий, среди которых: Градостроительство России середины XIX – начала XX века. Книга I. Общая характеристика и теоретические проблемы ( 2001) ; Проблемы развития русской архитектуры середины XIX – начала XX века ( 1989); Русская архитектура 1830-1910 гг. (1988); Архитектурные теории XIX века в России ( 1986); Федор Шехтель ( 1973).

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДОКЛАДА:

Кириченко Е.И. Храм и Город. О содержательно-структурном единстве русского сакрального пространства // Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств / ред.-сост. А.М. Лидов. М., Индрик, 2009 (в печати)

КОНЦЕПЦИЯ СЕМИНАРА «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИКОНЫ» (Алексей Лидов):

Семинар посвящен особому явлению мировой художественной культуры, на которое лишь в самое последнее время обратили внимание историки искусства. Речь идет о "пространственных иконах", а именно о конкретных проектах создания "иконических" образов в пространстве. Такие образы могли возникать как между несколькими изображениями в определенной сакральной среде (храма, города, ландшафта), так и в контексте ритуального действа. Эти "иконы" не совпадали с любыми привычными изображениями на плоскости, существуя вне изобразительных схем. При этом "пространственные иконы" задумывались по законам иконографии, к возможностям которой прибавлялись световые, звуковые, ритуально-пластические и иные эффекты, образующих "срежиссированное" целое. Примечательно, что византийские «пространственные иконы», столь необычные в новоевропейском контексте, находят типологическую параллель в новейшем искусстве перформансов и мультимедийных инсталляций, которые и исторически, и содержательно не имеют с византийской традицией ничего общего. Однако базовый принцип, когда отсутствует единый источник изображения, а образ создается в пространстве под воздействием множества динамически меняющихся форм, делает их типологически родственными. Крайне важна и роль зрителя, который активно участвует в пересоздании пространственного образа. При всем различии технологий, эстетики, содержания, можно говорить об определенном типе восприятия образов, который во многих отношениях противоположен западно-европейскому пониманию «плоской картины», которое доминировало в художественном сознании в новое и новейшее время. Семинар предполагает обсуждение иного способа художественного видения, развивавшегося в древнем и средневековом искусстве, затем последовательно вытесненного и вновь обретаемого в наши дни. Таким образом речь идет о некоем альтернативном пути творчества, когда не самодовлеющий художественный предмет, а иконическое, в смысле соединяющее горнее и дольнее, пространство рассматривается как центр универсума. Осознание существования данного историко-художественного пласта стало возможным в контексте новой теории иеротопии, рассматривающей создание сакральных пространств как особую сферу творчества, которая должна быть изучена исторически (см. кн.: Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2006). Семинар предполагает широкие и интенсивные дискуссии, посвященные как конкретным примерам «пространственных икон» в разных культурах мира, так и обсуждения широкого круга теоретических проблем искусствоведения и актуальной художественной практики.

www.museum.ru/N35469
Ваше мнение »»

»»Выставочные залы Российской академии художеств
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, 21
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", выход на Гоголевский бульвар, тролл. № 15, авт. №№ 5, 15 до ост. "Академия художеств"
Телефоны:(495) 637-4150, 637-4771
сайт:rah.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: архитектурные, конференции

важные события  x    ?  

новости от 27.11.2025  x    ?  


Выставка «Икона «галантного века»» в Музее имени Андрея Рублева

«Свет между мирами». Искусство 1920-х -1930-х годов через встречу музейных коллекций России и Узбекистана

Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург

Дым и пламень Востока: ружья Османской империи XVII–XIX веков. Из собрания Государственного Эрмитажа

В Москве откроется Центральный музей российского казачества

Выставка «Свой взгляд» в Бородинской панораме

Андрей Тарковский: про него и про кино

Выставка «Роль и линия» Александра Коноплёва (1943-2021) и Андрея Костина (1947-2000) в МВК РАХ

От "Маленьких трагедий" до "Братьев Карамазовых". Русская классика в книжной иллюстрации. 1929-1990

Выставка «Елизавета Кругликова и вокруг» в Третьяковской галерее

Борис Мессерер. Калейдоскоп времени

Новый музыкальный фестиваль "ИЮНостЬ" в Музее музыки

Летний фестиваль-интенсив «Алгоритмы познания» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка "Машины эмпатии" в Западном павильоне Михайловского замка

Новый сезон в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Полосатое совершенство»: амурские тигры и другие обитатели Приморского края в работах художников

Горизонт событий. Выставка авторского стекла Анны Бутиной

Николай Шалаев "Остановленное мгновение"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru