НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Пейзаж Вячеслава Михайлова в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

c 22 ноября по 22 декабря 2007Москва
Здание музея на Воздвиженке. Фасад
Тридцать один архитектурный пейзаж Вячеслава Михайлова, отобранный для выставки, — часть большого цикла, над которым художник работает с 2000 года. Можно сказать, что этот цикл — итог, разумеется, не окончательный, — развития его живописной манеры, претерпевший за тридцать лет поиска собственного пластического языка серьезные изменения.

Главное, что случилось с живописью Михайлова за это время то, что она перестала быть фигуративной, утратила свою союрреалистическую гнетущую странность и многозначительный сюжет. Но сохранилась ее сложная палитра и насыщенная фактурность, и сохраненное оказалось более важным, чем утерянное. Без сюжета, без человеческих лиц и фигур, живопись Михайлова не потеряла свойственных ей пафоса и значительности. И обретя лаконичность, сконцентрировала свою эмоциональность.

В том, что на архитектурных пейзажах Михайлова нет архитектуры, как таковой — домов, площадей и улиц — никого смущать не должно. Всем ясно, что и абстрактный образ может хранить точное впечатление о вполне конкретном месте. Название архитектурных пейзажей у Михайлова точны, указывают город, улицу или площадь, номер дома или здание. И убедительность его холстов такова, что у зрителей создается иллюзия узнавания. Хотя если поставить эксперимент — поменять у картин названия, легко предположить, что эффект останется прежним — все равно зрителю будет казаться, что он все узнал.

Потому что известно: любое место — город, дом, река, улица — постоянно меняется, и в разное время, в разном освещении и в разном состоянии смотрящего — не равно само себе. А с другой стороны, все места — города, дома, реки, улицы — похожи друг на друга. По крайней мере те, что пишет Михайлов. Петербург, Венеция, Флоренция, Равенна, Ферапонтово, Мойка, Андреевский собор и Капелла Медичи — все это можно определить и названием одного из пейзажей Михайлова, — «Цивилизация». Каждое из этих мест не только прекрасно, оно имеет долгую историю и сильнейшую культурную ауру. Эта большая история, и эта культурная значимость — то, что Михайлов, в сущности, и пишет. Но и впечатление от места, его, что называется «образ», конечно, тоже.

Архитектурными эти нефигуративные (абстрактными их называть как-то затруднительно — уж очень тяжела и материальна их живописная фактура) пейзажи можно считать не только потому, что они нас к архитектуре отсылают. Изображение на них тщательно и крепко выстроено. Цветовые пласты и пятна — крупногабаритные и мелкие — как камни надежно пригнаны друг к другу и сложены так, как кладется стена. И фактура этих пятен похожа на фактуру старых стен — с подтеками, трещинами, выбоинами, царапинами. Получается, что цивилизационные фрагменты, которые мы видим на картинах Михайлова, хотя и сильно потерты и беспощадно изъедены временем, но нерушимы и несокрушимы, как сама культура.

Но это только общее впечатление от полотен, отобранных для выставки в Аптекарском приказе Музея архитектуры, архитектором Евгением Ассом. Для зала с тяжелыми сводами и массивными стенами он выбрал из очень большого цикла картин именно самые монументальные, значительные. И выбрал так точно, что общее впечатление силы и цветового напора складывается из отдельных самостоятельных высказываний, и каждая работа существует и в экспозиционной общности, и сама по себе. У каждой собственная тема.

Сине-серо-лиловые тона «Маркизовой лужи» это петербургский пейзаж с «достоевщиной», а белый с охрой «Корпус Бенуа» это блоковский и ахматовский город. Рыжая охристая гамма «Палаццо Питти» цветовая мелодия Флоренции. Синева «Большого канала» это не цвет внутренних мутных вод Венеции, а скорее отражение в них жаркого италийское неба и восторга, который охватывает в этом прекраснейшем из городов каждого путешественника.

Впрочем, абстрактные картины имеют перед сюжетными одно явное преимущество — широту и необязательность трактовок. Да и трактовки эти — дело второе, главное, что пейзажи Михайлова действуют на зрителя своей цветовой массой, вызывая то восторг, то тревогу, то душевный покой, то все это одновременно. Гамму чувств столь же сложную, как и цвета на полотнах художника. К открытию выставки готовится каталог. Статьи для издания написали Дмитрий Сарабъянов, Ольга Кабанова и Алексей Курбановский.

www.museum.ru/N32726
Ваше мнение »»

»»Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
Адрес:город Москва, ул. Воздвиженка, 5/25
Проезд:Ст. м. "Арбатская", "Боровицкая", "Александровский сад", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 690-0551, 697-3874
сайт:muar.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.05.2019  x    ?  


Работы М. Шагала и К. Малевича вновь на постоянной экспозиции Русского музея в корпусе Бенуа

Российской национальной библиотеке - 224 года!

Бахрушинский музей привезет на "Интермузей" четырехметрового носорога

Персональная выставка Юрия Юрасова «Русский проект»

Вечер памяти художника и писателя Алексея Смирнова

Музей АРТ4 представляет выставку "Идеальная коллекция"

Поэтический флешмоб «Павловск. Сирень»

Витольд Крассовски. Во все глаза

Фотоэстафета. От Родченко до наших дней. Выставка в Ярославском художественном музее

Пленники Сириуса. Путешествие в Страну догонов

Выставка «Из истории женского движения в России» в Музее Серебряного века

Музеи Московского Кремля примут участие в Garage Art Book Fair

„Богатырь” из Абрамцева. К 150-летию со дня рождения Андрея Мамонтова (1869–1891)

Дивное дикое поле. Выставка в Доме-музее скульптора-академика А.М. Опекушина

Праздник "Дарвиновский музей - для всех детей"

«Дело мастера боится» - выставка работ сибирских мастеров художественной обработки дерева

Выставка «Мосты, объединяющие нас» в Саратовском областном музее краеведения

Об истории и курортных традициях Санкт-Петербурга

Выставка «Санкт-Петербургская губерния в фотографиях 1860-1910-х годов» из собрания Русского музея

Конференция «Фотография как искусство. Современные тенденции изучения. История национальных школ»

Фотовыставка «Счастье, проходящее мимо» в Художественном музее Алтайского края

Выставка "О рыбаках и рыбке" в Дарвиновском музее

Открытие летнего арт-фестиваля "Дивный Павловск"

Ярославский художественный музей + арт-студия «Синяя птица» = 15 лет дружбы

Андре Кертеш. Сигетбече – исток моего искусства

Выставка «Пастор и Книга» в Музее истории религии

День Палеонтологического музея

Аромат времени. Классика в современном кимоно

Выставка «Резчик Иван Хрустачев. Произведения из дерева и кости последней трети XIX – начала XX века»

Выставка "Дон Кихот. Глава, в которой..."


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru