НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Карточный домик" Жана-Батиста С. Шардена в Эрмитаже

c 9 ноября 2007 по 20 января 2008Санкт-Петербург
''Карточный домик'' Жана-Батиста С. Шардена в ''Эрмитаже''
9 ноября 2007 года в Эрмитаже открывается тринадцатая выставка из серии "Шедевры музеев мира в Эрмитаже". Настоящая экспозиция знакомит зрителя с картиной Жана-Батиста Симеона Шардена "Карточный домик", которая более полутора столетий находилась в собрании Эрмитажа, а в 1931 году вместе с двумя десятками других шедевров из нашего музея была приобретена американским коллекционером Эндрю Меллоном и в настоящее время в составе его коллекций входит в Национальную галерею искусств, Вашингтон.

Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779) прославился, прежде всего, как непревзойденный мастер строгих и скромных натюрмортов и блистательный колорист. Однако, он не менее известен и как жанровый художник. Всю жизнь безвыездно проживший в Париже, склонный к тихому семейному существованию, Шарден с теплотой выражал в живописных композициях уютные домашние заботы третьего сословия.

Тихий и спокойный мир простых домашних предметов и незатейливых повседневных занятий, очищенный от суетной пестроты мелочей, остановленный в движении и помещенный Шарденом в безвременное закрытое пространство, приобрел под его кистью поистине эпическое величие. Оставленные на каминной полке кувшин с водой, пара луковиц и недокуренная трубка, забытые на кухонном столе кастрюли, глиняный горшок и нарезанное для рагу мясо или кухарка, чистящая репу и подросток, самозабвенно выдувающий в соломинку мыльный пузырь - на всем лежит отпечаток вечности...

Отдельное место в искусстве Шардена занимал детский жанр. Художник неоднократно повторял и варьировал свои композиции, но наибольшее количество вариантов, пожалуй, имеет только сюжет строительства карточного замка. Исследователи выделяют четыре основных варианта: композиция горизонтального формата, известная по гравюре П. Фийоля; вариант из Лувра; картина из вашингтонской Национальной галереи искусств; и, наконец, вариант из лондонской Национальной галереи, изображающий сына парижского торговца и друга Шардена Ле Нуара.

Специалисты склонны утверждать, что именно вариант из Вашингтона был выставлен Шарденом вместе с еще семью жанровыми картинами на выставке Салона в 1737 году. Экспонировался "Карточный домик" вместе с другим сюжетом, более не встречавшемся в творчестве мастера - "Девочка с воланом", в паре с которым они просуществовали более столетия. После выставки картины пропадают из поля зрения исследователей, и в первой половине XVIII века они не упоминаются ни в одной парижской коллекции. Обстоятельства и время приобретения этих полотен следующим известным нам владельцем, Генрихом Брюлем (1700-1763), неизвестны.

После смерти Брюля, его художественное собрание целиком было приобретено императрицей Екатериной II. В 1774 году две картины Шардена вошли в первый печатный каталог императорской картинной галереи с трогательной оценкой их качества: "№ 407 Юная девочка, играющая с воланом. Вещь очень милая наивностью фигуры. № 408 Юный мальчик, строящий карточные домики. Эта вещь из самых очаровательных своей правдивостью".

В 1849 году в связи с работами по организации в Императорском Эрмитаже публичного музея, по приказу Николая I был предпринят осмотр и разделение на категории четырех с половиной тысяч полотен, накопившихся к этому моменту в Картинной галерее. Тысяча двести девятнадцать произведений в 1854 году было назначено для продажи на аукционе. Среди них оказался ряд поистине ценных работ, в том числе две картины Шардена - "Девочка с воланом" и "Натюрморт с атрибутами искусств" (последний возвратился в Эрмитаж в 1926 году). "Девочка" еще двадцать лет оставалась в русском частном собрании, после чего покинула Россию навсегда. В 1905 году она водворилась в парижской коллекции своих последних владельцев - баронов Ротшильдов.

Эрмитажная история "Карточного домика" хоть и оказалась на шестьдесят лет длиннее, чем у "Девочки с воланом", однако, также пришла к своему печальному завершению. В 1930 году начались переговоры между отделением Наркомата Внешней торговли "Антиквариат" и фирмой Нодлера, закупавшей картины в частности для министра финансов США Эндрю Меллона. 20 марта 1931 года пришел приказ незамедлительно передать картину Шардена "Карточный домик" в "Антиквариат". Он был исполнен действительно "немедленно" - через три дня, 23 марта. Так вместе с двумя десятками шедевров из Эрмитажа она стала украшением коллекции Эндрю Меллона, а с образованием в 1937 году Национальной галереи искусств в Вашингтоне, стала экспонироваться в ее стенах. Выставка картины "Карточный домик" Жана-Батиста Симеона Шардена - шестая по счету из собрания Национальной галереи искусств, Вашингтон.

Издательством Государственного Эрмитажа к выставке подготовлен иллюстрированный буклет, автор текста - куратор выставки, Е.В. Дерябина, старший научный сотрудник Отдела истории западноевропейского изобразительного искусства.

www.museum.ru/N32593
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 06.10.2025  x    ?  


Выставка «Икона «галантного века»» в Музее имени Андрея Рублева

«Свет между мирами». Искусство 1920-х -1930-х годов через встречу музейных коллекций России и Узбекистана

Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург

Дым и пламень Востока: ружья Османской империи XVII–XIX веков. Из собрания Государственного Эрмитажа

В Москве откроется Центральный музей российского казачества

Выставка «Свой взгляд» в Бородинской панораме

Андрей Тарковский: про него и про кино

Выставка «Роль и линия» Александра Коноплёва (1943-2021) и Андрея Костина (1947-2000) в МВК РАХ

От "Маленьких трагедий" до "Братьев Карамазовых". Русская классика в книжной иллюстрации. 1929-1990

Выставка «Елизавета Кругликова и вокруг» в Третьяковской галерее

Борис Мессерер. Калейдоскоп времени

Музей завершил комплексную реставрацию объекта культурного наследия

Новый музыкальный фестиваль "ИЮНостЬ" в Музее музыки

Выставка "МУАРстерские" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Летний фестиваль-интенсив «Алгоритмы познания» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка "Машины эмпатии" в Западном павильоне Михайловского замка

Новый сезон в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Полосатое совершенство»: амурские тигры и другие обитатели Приморского края в работах художников

Горизонт событий. Выставка авторского стекла Анны Бутиной

Николай Шалаев "Остановленное мгновение"

Выставка произведений Валерия и Ларисы Блохиных «Живопись» в Музейно-выставочном центре РАХ


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru