Обычно солидные монографии о художнике имеют большее значение, чем журнальные публикации на 2-3 странички. Обычно, но не в случае с Серебряковой. Судьбу художественного наследия художницы перевернула небольшая публикация российской исследовательницы Н.А. Авдюшевой-Лекомт в сборнике научных статей Псковского музея-заповедника 2001 года. Самым важным источником сведений о работах художника являются архивные документы, у Серебряковой таким источником стали письма. В 1964 году в письме А.Н. Савинову Серебрякова описывает свои парижские работы, где рассказывает про знакомство с бельгийским бароном Броуэром. Художница выполнила несколько портретов жены и дочерей барона, потом ездила в Марокко, где у него были обширные плантации. Далее она написала, что работала над декоративными панно для нового дома Броуэра.
"Росписи состояли из декоративных географических карт в стиле XVIII века, исполненных в одном тоне (их мой сын исполнил), я же написала на фоне в углах карт мотивы "4-х времен года" (лето со снопом, весну с цветами и т.д.) и 4 фигуры, стоящие в "нишах" на другой стене. Рисовала я все это в Париже и, к сожалению, не видела, как все это выглядело на стенах, так как дом этот был не совсем готов и еще необитаем… во время войны в этом месте как раз проходил фронт, и дача Броувера была разрушена…"
Эти сведения вошли во все монографии и статьи о Серебряковой, а их было довольно много. Информация получена из первоисточника, от самой художницы. Во время Второй мировой войны столько всего было разрушено, так много художественных произведений погибло, что никто не сомневался в словах Серебряковой. Одна из исследовательниц художников русского зарубежья Т.А. Галеева предложила свой коллеге Н.А. Авдюшевой-Лекомт, которая живет в Бельгии, найти дом, где находились росписи Серебряковой. Удивительно, но такой дом нашелся и росписи сохранились. Дом уже поменял своих владельцев и новые хозяева не подозревали, что росписи выполнила знаменитая российская художница. Панно считались работами неизвестного фламандского художника. Они почти 70 лет украшали дом. У семьи Броуэров было несколько домов, во время войны пострадала другая резиденция - "Фрегат", а "Мануар" с росписью сохранился, но был продан сразу после войны. С момента постройки дом не имел капитального ремонта, по прошествии времени и дом, и панно нуждались в заботливой реконструкции и реставрации. Н.А. Авдюшева-Лекомт выступала на научных конференциях, привлекая внимание к состоянию панно, обращалась в различные инстанции, чтобы не допустить действительной гибели работ Серебряковой.
И вот Русский музей объявляет о выставке "Зинаида Серебрякова. Обнаженные". Я подумала, про бельгийские работы, но как-то с трудом верилось, что зарубежные панно могут быть показаны в России. Н.А. Авдюшева-Лекомт написала, что на выставке будут произведения из "Мануара". Сразу стало ясно, что выставка будет сенсационной. Итак, в корпусе Бенуа Русского музея открыта выставка Зинаиды Серебряковой. На выставке представлены работы из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, музея-заповедника "Петергоф" (в состав музея-заповедника входит Музей семьи Бенуа), Калужского художественного музея. Всего около 40 произведений.
Бельгийские панно - все 10 работ показаны в отдельном зале, который как бы повторяет зал "Ренессанс" виллы "Мануар". Темы всех панно передают изображения обнаженных фигур с атрибутами, тема "ню" существенно преобладает над говорящими дополнениями. Четыре вещи изображают "карьеру" заказчика, они были помещены между окнами.
Барон Броуэр был юристом, поэтому одно панно изображает "Юриспруденцию". Образ правосудия с весами встречается как в живописи, так и скульптуре других мастеров. Дама-юриспруденция изображена с рулонами бумаги, с планшетом, книги и весы лежат у ее ног.
Заказчик интересовался искусством, "Искусство" стало темой второго панно. На панно изображена девушка, читающая книгу, внизу панно расположены палитра с кистями и маска.
На третьем панно написана "Флора". Барон Броуэр любил природу, у него были плантации в Марокко. Тему плодородия, цветоводства олицетворяет женщина с корзиной, из которой она разбрасывает цветы.
Завершает вертикальные панно композиция "Свет". Заказчик был директором электро- и газовых заводов. Здесь изображена девушка с факелом в руке спиной к зрителю. На всех панно написана одна и та же модель, дочь художницы Екатерина.
Горизонтальные панно расположены в верхней части боковых стен, они выполнены совместно с сыном Александром. Роспись состоит из двух элементов. Первый - овальный медальон с барочными завитками, внутри которого в обобщенном виде изображены карты (их выполнил сын). В углу панно написана полусидящая фигура женщины (выполнила Серебрякова). Времена года - так называла панно Серебрякова, это условное название, так как трое из четырех девушек изображены с колосьями, одна с кувшином. На выставке работы уже обрели новые названия "Марокко", "Фландрия", "Индия" и "Патагония".
Какие же итоги? Обнаженная модель - это только часть творчества Серебряковой. Конечно, выставка из 40 работ прекрасна, но не отображает всего многообразия произведений художницы. А значит, большая выставка работ Серебряковой ожидает нас в будущем (Н. Трегуб)