Выставка "Перед распутьями земными…" посвящена теме пути в изобразительном искусстве на протяжении четырех веков: от ХVII столетия, когда на смену старого средневекового мировоззрения приходит понимание важности земного пути человека, к ХХ веку - торжеству прогресса, эпохе нового овладения пространством земли и космоса.
На выставке будут представлены произведения разных стилевых направлений: библейские сюжеты, пейзажи, марины, жанровые сцены, а также футуристические и утопические фантазии художников-авангардистов из российских и зарубежных собраний. Выставка проводится в рамках ХХVII музыкального фестиваля "Декабрьские вечера Святослава Рихтера" где прозвучат сочинения И.С. Баха, Моцарта, Бетховена, Р. Шумана, Шуберта, Мессиана.
XVII век выбран отправной точкой экспозиции "Перед распутьями земными…" потому, что он - эпоха великих открытий Галилея, Кеплера, Ньютона. В это время завершается переход от поэтически-целостного восприятия мира, характерного для ренессансных ученых, мыслителей и художников, к духовным и научным исканиям. Взгляд, ранее прикованный к небесам, как главному ориентиру мироустройства, обращается к земле - к интересам человека с его проблемами и делами. В искусстве различных европейских стран формируется классицизм и барокко, начинает все больше утверждаться реализм. В отличие от эпохи Возрождения, для живописи ХVII века характерна передача образов и явлений в движении. Художники стремятся изображать изменчивую повседневную жизнь крестьян, бюргеров, мир окружающих человека вещей, реальные мотивы природы.
Выставка "Перед распутьями земными…" посвящена теме пути в жизни человека. Условно она состоит из нескольких разделов. Первый из них рассматривает путь как категорию духовную, от прозрения религиозного к светской погруженности в глубины собственного "Я". Здесь экспонируются и "Бегство в Египет" Якоба Йорданса, и "Архимед" Доменико Фетти, голландские пейзажи, марины.
Во втором разделе выставки представлен ХVIII век и начало ХIХ столетия. Тема пути в её светском аспекте: овладение земным пространством. В живописи этого периода преобладают сюжеты, взгляды в даль - вглубь и вширь: Верне "Утро. Туман на Капри", Киндерманс "Даль".
В следующем разделе речь идет не столько о теме пути, сколько о дороге, о том, куда она ведет. Своеобразным контрапунктом этого раздела является пейзаж И. Левитана "Владимирка" (1892 года). Изображая низкий горизонт, художник создает ощущение нескончаемости тяжкой дороги, уходящей в неведомую даль. Одинокая фигурка калики перехожего у голубца с иконой - песчинка в бескрайней и горестной России. Но там, в беспредельном далеке, то ли как ориентир, то ли как символ надежды белеет маленькая сельская церквушка. Во "Владимирке" художнику удалось не только передать свои натурные впечатления, но и выразить средствами пленэрной живописи социальные настроения. Художник М.В. Нестеров назвал "Владимирку" "образцом русского исторического пейзажа". К этому разделу относится и полотно Жана Батиста Грёза "Первая Борозда", здесь путь становится местом бытовых событий - "работающая дорога". В этот же ряд можно поставить эскизы к "Бурлакам на Волге" Ильи Репина.
В последующее время образ пути стал неотъемлемым воплощением идеи прогресса, устремленности в будущее. Строятся железные дороги, происходит овладение воздушным пространством, человек устремляется вперед, вверх, к звездам. Символами прогресса, заполняющими картины, стали Эйфелева башня, телеграфные столбы, фабричные трубы, металлические мосты, аэропланы.
Но вместе с восторженным видением, которое присутствует в картинах Анри Руссо "Мост в Севре" (1908 года), упоением футуристических образов Натальи Гончаровой "Аэроплан над поездом" (1913 года) и утопическими фантазиями архитекторов авангарда приходит тревога, ощущение безысходности и бесцельности этого пути. Первые трагические ноты зазвучали в знаменитой "Прогулке заключенных" Ван Гога. Цветовая гамма полотна, несмотря на всю её сдержанность и приглушенность, разработана художником с большим разнообразием оттенков, противопоставлением и сближением тонов. Наклоненные головы, согнутые спины, тяжелые шаги… Движение то нарастает, то замирает, но никогда не прекращается. За фигурами людей по земле скользят их тени - зыбкие, подобные спицам вращающегося колеса. Ощущение безысходности кругового движение заключенных усиливается активной ролью "среды". В картине не только утрированна перспектива, здесь изгибаются даже очертания каменных плит. Среди фигур узников наиболее индивидуализирована центральная фигура, в которой угадываются портретные черты самого художника. В этом образе заключенного воплощены представления Ван Гога о месте художника в современном ему обществе. "До чего же убога наша собственная подлинная жизнь, жизнь художников, влачащих жалкое существование под изнурительным бременем трудового ремесла", - писал Ван Гог в одном из писем к другу летом 1888 года.
Человек и его путь в истории… Каждый художник решает этот философский вопрос по-своему. У Юрия Пименова в картине "Новая Москва" (1937 года) - это строитель, созидатель ценностей прогресса, новой, красивой жизни, у Бориса Кустодиева в "Большевике" (1920 года) это разрушитель устоев, шагающий по головам ради поставленной цели, у Ван Гога это художник, лишенный свободы творчества. Но каков бы ни был ответ, на поставленный вопрос, на выставке зритель увидит и пройдет тот путь, по которому четыре века в истории искусства шагали разные европейские живописцы, оставив нам на полотнах свои размышления и сомнения, свои тревоги и радости.