Памятник Суворову и "Самсон, раздирающий пасть льва" - статуи, чей облик хорошо известен не только Северной Венеции, но и далеко за ее пределами. Новая экспозиция Русского музея позволяет больше узнать об авторе знаменитых изваяний - художнике Михаиле Ивановиче Козловском (1753-1802).
Михаил Козловский - представитель поколения, вознесшего русскую скульптуру на новый уровень. Впервые в истории ее мастера встали вровень с ваятелями Европы.
В каталоге, изданном к выставке, сказано, что данная экспозиция посвящена прошедшему 250-летнему юбилею мастера. Но, одновременно, можно смело считать ее одним из мероприятий празднования другого юбилея - 250-летия Академии художеств. Так как Козловский один из тех мастеров, чей талант художника, а впоследствии и педагога, прославил петербургскую Академию. Укрепил ее репутацию в кругу европейских коллег.
На выставке представлено два десятка пластических работ и значительное количество графических произведений мастера, которые позволяют заглянуть в мастерскую скульптора. Увидеть какие метаморфозы претерпевали будущие статуи, рельефы прежде, чем они получали свое воплощение в мраморе или бронзе.
Хотя иногда и на последующих стадиях сюжет произведения мог меняться. Такова судьба знаменитого памятника Суворову. Грациозный Марс в рыцарском одеянии (хотя есть мнение, что это не фантастический наряд - дань романтически настроенному заказчику и характеру предполагаемого места экспонирования - площади у подножия Михайловского замка, а проект формы, которую собирался, но не успел ввести Павел I), парящий над Марсовым полем появился не сразу.
Первые изображения будущего памятника Суворову свидетельствуют о намерении скульптора представить великого полководца в образе Геракла. Сначала это был Геракл, попирающий поверженную гидру. Затем родился образ древнего героя на могучем коне. В экспозиции представлен, исполненный в бронзе "Геркулес на коне" - фигура, которая первоначально по мысли художника должна была олицетворять талант и доблесть легендарного русского полководца. Присутствие же макета существующей статуи дарит редкую возможность воочию увидеть развитие творческого замысла художника от начала до конца.
Надо сказать, что образы древних героев более других интересовали скульптора. Геракл, Марс, Александр Великий, Ахилл - вот персонажи его работ. Изображая русских героев, мастер неизменно проводит параллели с любимым им античным миром.
Но Козловский создавал не только монументальные произведения наподобие Самсона или памятника Суворову. Кстати, представленные проекты последнего заставляют в очередной раз задуматься над высказанным некоторое время назад предположением, что петергофская статуя также изображение Геракла, а не библейского героя. Однако вернемся на выставку. Экспонаты, представленные в залах Михайловского дворца, убеждают посетителей в том, что Козловский был не только большим знатоком античности, искусства итальянского Возрождения, и "мастером крупных форм", но мог создавать небольшие поразительные по изяществу вещи.
(с) Музеи России