В Калининградском областном историко-художественном музее состоялось открытие уникальной выставки "Белое золото. Классика и современность китайского фарфора". Экспонаты поступили из Музея провинции Цзянси и Музея керамики и фарфора города Цзиндэчжень, важнейших центров коллекционирования и исследования цзиндэчженьского фарфора. Эта выставка открывала Год Китая в России в Государственной Третьяковской галерее, затем экспонировалась в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Кондратенко и с 10 августа по 30 сентября калининградцы смогут увидеть подлинный китайский фарфор в старейшем музее Калининградской области.
История фарфора насчитывает тысячелетия. В первые века нашей эры мастерские по производству фарфора появились в одном из городов провинции Цзянси в восточной части Китая. В эпоху династии Сун на фарфоровых изделиях было принято писать: "Изготовлено в годы царствования императора Цзин-дэ". Эта надпись определила название города - "Цзиндэчжень". Этот город, расположенный рядом с разработками каолиновых глин на горе Гаолин, стал ведущим центром изготовления фарфора в Китае. Здесь было изобретено много видов фарфора - кобальтовый, полихромный, прорезной, покрытый красной или голубой глазурью, который затем обжигался при очень высоких температурах (до 1400 градусов). Путем совершенствования технологии и подбора исходных компонентов местным мастерам удавалось создавать изделия, отличающиеся исключительной белизной и тонкостью черепка.
Работы мастеров Цзиндэчженя были "ослепительны, как снег, тонки, как лист бумаги, прочны, как металл". Такой фарфор по ценности соперничал с золотом и нефритом. При европейских, азиатских и африканских дворах коллекционирование изящного цзиндэчжэньского фарфора считалось показателем роскоши. Недаром европейцы в XVI-XVII веках называли китайский фарфор "белым золотом". Столетиями фарфор Цзиндэчженя вывозили в разные страны по Великому Шелковому и по Морскому Керамическому путям. Он превратился в важный объект торговли и культурного обмена. Россия являлась одним из важнейших торговых направлений для Китая. Изделия из цзиндэчженьского фарфора запечатлены на многих полотнах русских художников XVIII XIX веков. На протяжении столетий Цзиндэчжэнь по праву считался столицей фарфора, являясь самым крупным в мире центром по его производству.
Множество легенд и мифов окутывает китайский фарфор, придавая ему неповторимое очарование. С кроваво-красной вазой, представленной в экспозиции выставки, связана одна трагическая легенда. В XV веке китайский император заказал одному мастеру вазу цвета свежей крови. Печь никак не нагревалась до такой температуры, чтобы ваза приобрела нужный цвет. За невыполнение императорского заказа гончару грозила мучительная смерть. И тогда единственная дочь мастера, чтобы спасти отца, кинулась в огонь. Она погибла, но заказ был выполнен.
В последние десятилетия прошлого века мастера фарфора не только бережно следовали канонам, передаваемым из поколения в поколение, но и постоянно учились и перенимали различные приемы у мастеров современного искусства керамики, усваивали опыт китайской традиционной живописи го хуа, акварели, скульптуры и других видов искусства. Благодаря этому многовековое традиционное искусство предстало в обновленном виде.
Главные темы выставки - "Традиционная культура фарфора в Китае" и "Новый облик китайского фарфора". В состав выставки включено около 120 экспонатов, половина из которых - старинные изделия (начиная с XI века), другие - уникальные образцы работы современных мастеров. Эти предметы, безусловно, являются шедеврами мирового искусства. Фарфор, словно книга, повествует об историческом пути Китая, его культуре и традициях. Он украшен изображениями представителей флоры и фауны, каждый из которых символом, а также изображениями героев мифологии, образцами каллиграфии и пейзажами.
На выставке "Белое золото Китая" Вы сможете не только насладиться изысканной красотой подлинного китайского фарфора, но и принять участие в чайной церемонии, узнать свою судьбу с помощью древнего гадания И-цзин, посетить интереснейшие публичные лекции, узнать о применении традиционных лечебных практик Китая и многое другое.