В Екатеринбургском музее изобразительных искусств откроется выставка «Г.М. Левитин и его коллекция» из Государственного Русского музея, которая продолжит традицию знакомства екатеринбуржцев с фондами Отдела рисунка и акварели. Государственный Русский музей представляет в Екатеринбурге пятую, юбилейную, выставку из своего собрания рисунков и акварелей. В этом году вниманию уральских зрителей предлагается обзор одной из крупных частных коллекций ХХ века, поступившей в дар Русскому музею, - коллекции Григория Михайловича Левитина (1914-1982).
Левитина называли ленинградской легендой. Бывший военный хирург стал блестящим знатоком и исследователем русского театрально-декорационного искусства. Многие годы Левитин собирал свою коллекцию, которая состояла из двух разделов - эскизов декораций и костюмов к многочисленным спектаклям и станковых работ художников ХХ века и насчитывала около 5 тысяч произведений живописи и графики. После смерти Г.М. Левитина по его завещанию родственники разделили и передали материалы коллекции в два ленинградских музея – Русский музей и Музей театрального и музыкального искусства. Так собрание отдела рисунка и акварели увеличилось более чем на 2 тысячи «единиц хранения».
Екатеринбургский зритель сможет увидеть на экспозиции срез истории развития русского изобразительного искусства первой половины ХХ века, запечатленный в рисунках и акварелях ведущих мастеров этого времени.
Как у всякого собирателя, у Левитина имелись свои пристрастия, свои амбиции, свои предпочтения. Историческая часть его коллекции объединяет классиков русского искусства начала века – Н. Гончарову и Б. Григорьева, Ф. Малявина и А. Яковлева, П. Митурича и П. Львова, В. Чекрыгина и К. Петрова-Водкина. В рисунках, показанных на выставке, современный зритель, безусловно, почувствует мощный накал эмоций, услышит «шум времени», дошедший до наших дней. Напряженные искания художников авангарда в те же годы привели к подлинным открытиям в области формально – пластических методов работы, изменили язык изобразительного искусства. Эти новаторские черты легко обнаружить в материалах экспозиции.
В левитинской коллекции отчетливо выделяются две группы произведений, характеризующие давно сложившиеся графические школы, московскую и петербургскую (ленинградскую), которые в течение десятилетий сохраняют свои принципиальные качественные отличия.
Москва убедительно представлена в творчестве художников группы «Тринадцать». В. Милашевским и Д. Дараном, Н. Кузьминым и Т. Мавриной, Б. Рыбченковым и А. Софроновой. Петербургская школа – В. Воиновым, Г. Верейским, Д. Митрохиным, П. Басмановым, Т. Шишмаревой.
Особой привязанностью коллекционера Левитина был художник Тышлер. Их соединил театр. В Русском музее хранятся рабочие тетради времени постановки комедии «Двенадцатая ночь», трагикомические композиции «Махновщина» и «Кариатиды», преображенные лукавой иронией автора в прекрасных дам с цветочными корзинами на голове.
Тщательно сложенный из отдельных фрагментов образ единого мира искусства не исчез с уходом из жизни самого собирателя. Его представление о прекрасном сегодня готовы разделить многочисленные зрители, с благодарностью произносящие имя врача Г.М.Левитина.