1 августа Московский музей современного искусства представит выставочный проект двух российских художников Георгия Литичевского и Георгия Острецова "Австрийская история".
Выставка включает три фильма, снятых месяц назад в Австрии и объединенных одним названием - "Австрийская история", а также инсталляции, реквизит и костюмы, задействованные при их создании.
Первый фильм, Георгия Острецова, - "Австрийская история", второй, Георгия Литичевского, - "Урок рисования", третий "The making of" - документация съемок двух первых.
Проект назван "Австрийская история" не случайно. Авторы обращаются к художественным связям между Россией и Западом, поэтому они выбрали для съемок маленький австрийский город Грац. Ведь именно здесь в 1988 году начался совершенно новый этап "русского нашествия", который художники охарактеризовали как арт-турзим. Вопрос, последует ли качественно новый этап, или все и дальше пойдет по "туристическому пути", ключевой в видеоработах, инсталляциях и комиксах Георгия Литичевского и Георгия Острецова.
Фильм Георгия Литичевского "Урок рисования" документирует хеппенинг с коровами на ферме родителей Хермины Прюггер в окрестностях Граца, в то же время это "видеоклип" к песне-вальсу, сочиненной художником. Старинная французская поговорка: "глуп, как художник" - такая же идиома, как "глупая корова" у немцев, провоцирует художника на диалог с коровой, который можно расценить и как соревнование в крайних формах глупости, и как смелое опровержение стереотипов. Кроме того, из постулата немецкого художника Йозефа Бойса: "Каждый человек - художник" - на-немецком как-то само собой выходит: "Каждая корова художник" ("Jeder Mensch ist ein Kuenstler" и "Jede Kuh ist ein Kuehnstler"). Из чего может следовать вопрос: кого и чему может научить художник и обладает ли он какими-то особенными знаниями и умениями, недоступными всем прочим, или он сам - воплощенная глупость?
Фильм Георгия Острецова "Австрийская история" - это политическая драма о борьбе левого крыла демократической партии против ультраправого режима Нового Правительства. Основой для сюжета послужила сказка про Белоснежку и гномов, которых в Австрии очень любят и называют цвергами. Белоснежка, как лидер левого крыла демократической партии, старается легализовать совместную жизнь людей и цвергов, а Новое Правительство хочет вернуть прежние времена, когда гномы жили в своих подземных городах и не общались с людьми.
Данный проект можно охарактеризовать как некую абсурдную ситуацию, фарс, форму юродства, которая, тем не менее, отображает реальность более четко и достоверно, чем любая конкретная жизненная ситуация или абстрактная идеологема.
Проект создан в Граце (Австрия) при поддержке организации INTRO-GRAZ-SPECTION под руководством Эрмины Прюггер (Грац).
Георгий Литичевский - родился 10 июня 1956 года в Днепропетровске. С 1974 живет в Москве. С 1974 по 1979 учился в МГУ им. М.В.Ломоносова, окончил исторический факультет. С 1983 по 1987 аспирант Института Истории естествознания и техники АН СССР. Участник персональных, групповых выставок, а так же акций и перфомансов.
Работы Георгия Литичевского находятся в собраниях - Государственной Третьяковской галереи (Москва); Музея Андрея Сахарова (Москва); Музея современного искусства KIASMA (Хельсинки, Финляндия); Художественного Музея Оклахома Сити (США), а так же в частных коллекциях России, Бельгии, Швейцарии, Италии, Франции, Германии, Великобритании, США.
Георгий Острецов - родился 8 мая 1967 года. В 1984 году закончил театрально-художественное училище (ТХТУ) при Большом Театре в Москве. С 1988 по 1998 жил и работал в Париже. В настоящее время живет и работает в Москве.
Работы Георгия Острецова находятся в собраниях: Государственной Третьяковской Галереи (Москва); Государственного Русского Музея (Санкт-Петербург); Музея Арктики и Антарктики (Санкт - Петербург); Музея Сновидений им. З. Фрейда (Санкт - Петербург).